Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Новости компаний
Подписано положение о работе региональных офисов Женского делового альянса БРИКС
Армия
ВС РФ нанесли поражение ВСУ в районах девяти населенных пунктов Курской области
Экономика
Минфин предлагает обязать маркетплейсы платить НДС с зарубежных товаров
Мир
Семья беженцев с Украины погибла в США во время урагана «Хелен»
Мир
Посол РФ в Армении рассказал о плюсах БРИКС для суверенных государств
Происшествия
В Петропавловске-Камчатском застрелили вышедшего в город медведя
Армия
ВС РФ «Ланцетом» уничтожили танк украинской армии в Сумской области
Мир
Лукашенко заявил о сложных переговорах с представителями стран Запада
Происшествия
Жительница Брянской области получила ранение после атаки дрона ВСУ
Мир
СМИ объяснили вспышки гнева Макрона в адрес министров
Политика
Лавров объяснил заявление Байдена о готовности к переговорам по ядерному оружию
Общество
В Кремлевском дворце наградили победителей Всероссийского конкурса «Семья года»
Общество
В Петербурге назвали сроки восстановления электроэнергии в двух районах города
Общество
В СК рассказали подробности убийства военного в автомобиле в Подмосковье
Мир
Митрополиту Феодосию диагностировали сотрясение мозга после захвата ПЦУ собора
Культура
Группа «Чайф» показала процесс записи песни «Донбасское лето»
Мир
В Болгарии социалисты выставили баннеры в поддержку сотрудничества с Россией
Общество
В СК сообщили о продолжении поисков двух человек после ЧП с судном на Сахалине

Дань независимости

Аналитик Вячеслав Мищенко — о том, какие уроки преподнес проект российского газопровода
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На днях председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что поставки газа по «Северному потоку – 2» в Европу начнутся уже в этом отопительном сезоне. Ранее во время встречи с журналистами посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр публично подтвердил, что техническая готовность трубопровода будет обеспечена в ближайшее время. Также он сказал, что лишь после окончания строительства начнется сертификация проекта. Однако посол не уточнил сколько времени может понадобиться на прохождение этой процедуры. По мнению независимых экспертов, для получения Nord Stream 2 AG (оператор проекта СП-2) статуса независимого оператора газотранспортной сети может уйти до года.

Решение о начале эксплуатации «Северного потока – 2» в текущем моменте до завершения процедуры сертификации зависит от немецкого регулятора Bundesnetzagentur. «Газпром» сможет заполнить газопровод на 100% лишь в том случае, если компании Nord Stream 2 AG будет присвоен статус независимого оператора. Однако 25 августа Высший земельный суд в Дюссельдорфе отклонил жалобу компании на решение немецкого регулятора не выводить трубопровод «Северный поток – 2» из-под газовой директивы ЕС, которая требует разделять функции добычи и транспортировки газа.

Еще в июне Nord Stream 2 AG подала в Bundesnetzagentur заявление о регистрации в качестве независимого оператора этого газопровода. По регламенту рассмотрение может продлиться до конца апреля будущего года. Если регулятор согласится присвоить проекту статус ITO (Independent Transmission Operator), то Nord Stream 2 AG сможет остаться в собственности «Газпрома», который является одновременно и поставщиком газа, но оператору еще понадобятся время и определенные усилия на то, чтобы доказать свою независимость, в том числе финансовую и техническую, а также автономность в управлении.

Проект «Северный поток – 2» во всех смыслах стал яркой иллюстрацией нынешних политических противоречий и разногласий между Россией и евроатлантическим сообществом. В недрах объединенной Европы активно раскручивается тема чрезмерной энергетической зависимости от РФ к началу реализации проекта «Северный поток – 2». Это, наверное, не было новостью ни для кого. Но, на наш взгляд, вряд ли кто-то предполагал, что власти США и их союзники в ЕС будут оказывать такое ничем не прикрытое давление на европейские власти (в первую очередь немецкие) и напрямую вмешиваться в реализацию международного коммерческого проекта.

Российские представители неоднократно обращали внимание на тот факт, что односторонние действия Вашингтона нарушают международное право и противоречат принципу свободных рыночных отношений. В частности, с началом введения американских санкций в отношении проекта посол России в США Анатолий Антонов указывал на то, что подобные действия являются «попыткой получить конкурентные преимущества для своих поставщиков топлива и технологий», а речь как раз и идет о недобросовестной конкуренции со стороны американских производителей СПГ.

Но здесь важно не увлекаться деталями, а попытаться увидеть главное и извлечь определенный урок, который нам преподнес проект. Напомним лишь, что СП-2 имеет статус международного проекта. Трубопроводная система проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Инвесторы и партнеры «Газпрома» по проекту — крупные европейские компании, такие как Engie (Франция), OMV (Австрия), Shell (Англия и Уэльс), Uniper (Германия), Wintershall Dea (Германия).

И самое важное — это даже не беспрецедентное политическое давление, в рамках которого этот экономический проект реализуется уже несколько лет. Несмотря на такой широкий круг бенефициаров и наличие целого пула серьезных европейских инвесторов, на самом высоком уровне евробюрократии проект вообще не оценивается с точки зрения рыночной привлекательности для своих же потребителей. И здесь основной урок заключается в том, что уровень безответственности в европейском политикуме стал вполне реальной угрозой энергетическому и в более широком смысле экономическому сотрудничеству на континенте.

За примером ходить далеко не надо. Можно взять Данию и проследить за эволюцией позиции ее властей по отношению к реализации «Северного потока – 2». Они изначально всячески затягивали процедуру выдачи разрешения на строительство газопровода в своей экономической зоне. И кто знает, каким было бы решение Энергетического агентства Дании, если бы не одно обстоятельство. В августе 2019 года на тот момент еще президент США Дональд Трамп вдруг неожиданно заявил об интересе США к острову Гренландия и о готовности купить этот остров у Дании. Он назвал это предложение «крупной сделкой с недвижимостью», намекнув на несостоятельность датских властей управлять этой «недвижимостью» с коммерческой выгодой для себя. Этим заявлением господин Трамп сильно оскорбил датчан и вынудил премьер-министра страны госпожу Метте Фредриксен публично высказаться и назвать это предложение «абсурдом». В свою очередь это резкое заявление оскорбило Дональда Трампа, и он отменил запланированный ранее визит в Данию, что привело к сильному охлаждению двухсторонних отношений между странами. Как следствие этой истории — выдача разрешения на строительство «Северного потока – 2» на континентальном шельфе Дании.

Конечно же, в этой истории есть еще много факторов, которые влияли и продолжают влиять как на реализацию газопроводного проекта, так и на поставки российских углеводородов на европейский рынок в целом. Достаточно лишь упомянуть усилия некоторых политиков и стран по сохранению «украинского транзита» — это вообще отдельная тема для анализа состояния международных отношений.

Но нельзя уже отрицать, что многолетняя, стабильная и взаимовыгодная росийско-европейская кооперация в текущем моменте зависит от набора случайных факторов и событий, а в большей степени от позиции властей США. У европейских партнеров нет единой стратегии по отношению к энергетическому сотрудничеству с Россией. Исходя из этого, все экономические прогнозы и модели по изменению спроса на энергоносители (и в первую очередь на газ) в странах Европейского союза становятся несостоятельными. Поставки российского природного газа на ключевой экспортный рынок приобретают совсем другой фактор риска — несистемный, то есть такой риск, который невозможно спрогнозировать.

И тем не менее текущая конъюнктура европейского рынка позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что проект «Северный поток – 2» будет введен в эксплуатацию уже в этом отопительном сезоне.

Автор — руководитель центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир