Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Постпред России обвинил FT в искажении его слов о визите МАГАТЭ
Мир
В Швейцарии заявили об отказе страны от нейтралитета из-за санкций против РФ
Мир
Минобороны сообщило о продолжении обстрелов боевиками Харьковской области
Мир
Бюст писателя Максима Горького демонтировали в украинской Александрии
Общество
Синоптики спрогнозировали до 31 градуса тепла в Московском регионе 14 августа
Мир
Минобороны доставило за сутки 428 т гумпомощи в республики Донбасса
Мир
На Украине примут закон о легализации оружия для населения
Мир
Власти Запорожской области предложили остановить работу ЗАЭС из-за обстрелов
Мир
МИД РФ призвал Киев прекратить обстрелы ЗАЭС ради безопасности миссии МАГАТЭ
Экономика
Bloomberg заявило об усугублении энергетического кризиса климатическим
Экономика
DWN назвало провальной попытку ФРГ заменить российский газ на катарский
Мир
В Венгрии заявили о начале поставок газа из России сверх контрактов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Среди версий крушения единственного летного образца нового военно-транспортного самолета Ил-112В рассматриваются отказ двигателя, массовый отказ оборудования и ошибка пилотов. Об этом «Известиям» сообщили источники в авиастроительной отрасли и в Минобороны. Экспериментальное воздушное судно потерпело крушение 17 августа у подмосковного аэродрома Кубинка при исполнении тренировочного полета. Планировалось, что машина примет участие в форуме «Армия-2021», который открывается на следующей неделе. Катастрофа унесла жизни трех известных летчиков-испытателей — шансов на спасение после отказа двигателя на такой высоте у экипажа не было, констатировали эксперты.

Крушение надежды

Катастрофа с Ил-112В произошла 17 августа в 11:18. Самолет упал в лесополосе у населенного пункта Никольское, в считанных километрах от аэродрома Кубинка, где он должен был приземлиться. На видеокадрах, снятых очевидцем трагедии, виден момент выхода из строя правого двигателя — возгорание быстро перешло в сильный пожар. Спустя считанные секунды транспортник накренился на правое крыло, вошел в пике и разбился. Весь инцидент занял около минуты.

Разбившийся самолет, ранее поднимавшийся в воздух менее 20 раз, еще не был передан военным и числился в реестре экспериментальной авиации Минпромторга России. Ведомство уже создало комиссию по расследованию произошедшего, которая немедленно приступила к работе. По данным источников «Известий» в авиастроительной отрасли и в военном ведомстве, сейчас рассматривается несколько версий трагедии. Среди них — неисправность двигателя, ошибка экипажа и множественный отказ систем, рассказали собеседники редакции.

Сама по себе авария на одном из двигателей не могла привести к гибели современного воздушного судна. Однако после пожара возник резкий прогрессирующий правый крен, который привел к срыву и последующему крушению. Сейчас комиссия должна понять, что привело к возникновению крена, отметили собеседники «Известий».

Военно-транспортный самолет Ил-112В

Военно-транспортный самолет Ил-112В с горящим правым турбовинтовым двигателем во время катастрофы в ходе тренировочного полета в районе аэродрома Кубинка

Фото: ТАСС/Дмитрий Овчинников

Возможно, ошибку допустили сами летчики-испытатели. Кроме того, негативно сказаться на летных свойствах мог пожар и последующее выключение двигателя, предполагают они. Также не исключено, что на борту произошел множественный отказ систем, что помешало пилотам не допустить появления прогрессирующего крена.

Проблемы с двигателем возникали на разбившемся Ил-112В и ранее, добавили источники. После возобновления испытаний специалисты Минобороны неоднократно обращали внимание на неполадки в работе двигательной установки опытной машины.

схема самолета

Самолет оснащен двумя специально разработанными для него турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01, которые пока не завершили испытания и процесс сертификации. На авиасалоне МАКС-2021 главный конструктор АО «ОДК-Климов» Станислав Конашков заявлял, что проводится огромный объем стендовых испытаний нового авиамотора, но это не одно и то же, что проверка двигателя в составе самолета, когда учитывается влияние всех систем воздушного судна.

Взрыв на месте катастрофы военно-транспортного самолета Ил-112В

Взрыв на месте катастрофы военно-транспортного самолета Ил-112В

Фото: ТАСС/Дмитрий Овчинников
Справка «Известий»

Ранее, в июле этого года, вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что Министерству обороны и другим государственным структурам нужны 200 Ил-112В. Еще два образца новейшего транспортного самолета должны были присоединиться к испытаниям до конца года. Серийные поставки планировалось начать с 2023-го и довести их до темпа 12 машин в год. Катастрофа в Подмосковье может изменить эти планы.

Боролись до конца

В состав экипажа разбившегося самолета входили опытнейшие испытатели компании «Ил». Командиром был Герой Российской Федерации Николай Куимов, заслуженный летчик-испытатель РФ. Именно он 30 марта 2019 года провел первый испытательный полет опытного образца Ил-112В.

Летчик-испытатель родился 16 декабря 1957 года в городе Подольске Московской области. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой в 1979 году и Московский авиационный институт им. Орджоникидзе в 1985 году.

После окончания Центра подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова продолжил служить в должности старшего летчика-испытателя. Участвовал в испытаниях самолетов Ан-72, Ан-124, Ил-80.

С 1994 года был шеф-пилотом в ОКБ им. С.В. Ильюшина. Поднял в небо «президентский» Ил-96-300ПУ, транспортные Ил-76МД-90 и Ил-96-400ТД, первый серийный Ил-76МФ, воздушный танкер Ил-78М-90А, пассажирский Ил-114-300. Участвовал в испытаниях Ил-86, Ил-114-100, Ил-103. В общей сложности освоил более 35 типов самолетов.

Николай Куимов

Шеф-пилот Николай Куимов во время приветствия после успешного испытательного полета на новом российском военно-транспортном самолете Ил-112В, март 2019 года

Фото: ТАСС/Евгений Срибный

В 2005-м выполнил боевые пуски ракет по морским целям с противолодочного самолета Ил-38. 29 декабря 2006 года Николаю Куимову присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиатехники.

Второй пилот разбившегося Ил-112В, заслуженный летчик-испытатель РФ Дмитрий Комаров родился 10 сентября 1969 года. В 1990 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище. Служил в строевых частях ВВС.

Став летчиком-испытателем ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», в качестве второго пилота поднял в небо самолеты Ил-76ТД-90ВД, Ил-114-300. Участвовал в тестировании Ил-103, Ил-114, Ил-76МД-М.

Бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев с самого начала испытывал Ил-112В. Вместе с экипажем проверял режимы работы двигателей, устойчивость и управляемость самолета во время первых тестовых полетов. Ранее он проходил службу в Военно-воздушных силах, но потом закончил школу летчиков-испытателей и стал бортовым инженером в ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».

Игорь Маликов, бывший заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России в беседе с «Известиями» выразил искренние соболезнования родным и близким экипажа. С бортинженером Николаем Хлудеевым он был знаком лично и вспоминает о нем как о прекраснейшем человеке.

Летчик-испытатель Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев

Летчик-испытатель Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев на летно-испытательной станции Воронежского авиастроительного объединения

Фото: Воронежское авиастроительное объединение/vaso.ru

— Работа пилотов, которые садятся на опытные машины, — это всегда большой человеческий риск и величайший труд, — рассказал Игорь Маликов. — После просмотра видео можно сказать, что, по всей видимости, произошел пожар двигателя — такой пожирает самолет за очень короткий промежуток времени. Пережигаются все управляющие системы, алюминиевые конструкции. Безусловно, летчики — герои, они боролись до конца. Случилось это на очень малой высоте — с парашютом не спрыгнешь, катапульты на транспортном самолете не предусмотрены.

Возгорание в воздухе всегда очень критично, отметил эксперт. В 70% таких случаев происходит потеря машины.

— Есть, конечно, противопожарные системы, но, видимо, пожар развивался так, что лился большой поток топлива, — предположил он. — Это демонстрирует длинное пламя, которое доходило практически до хвоста.

Затянувшийся проект

Проект будущего Ил-112В в КБ Ильюшина начали разрабатывать в 90-х годах прошлого века для замены парка изношенных, но многочисленных военных и гражданских турбовинтовых транспортников Ан-26 и Ан-24. Срок их эксплуатации постепенно подходит к концу, а равноценной замены устаревшим самолетам «Антонова», способной действовать в самых труднодоступных уголках нашей страны, до сих пор нет.

Скорость Ил-112В в крейсерском режиме — около 500 км/ч. По данным разработчиков, груз весом в 3,5 т самолет может перебрасывать на расстояние в 2,4 тыс. км. В перегрузочном варианте он способен поднимать до 5 т. Откидная рампа в задней части самолета позволяет загружать в него даже легкие грузовые автомобили. Характеристики позволяют самолету работать с коротких взлетно-посадочных полос длиной от 1,2 тыс. м, а также с грунтовых и снежных.

Военно-транспортный самолет Ил-112В

Военно-транспортный самолет Ил-112В

Фото: РИА Новости/Армен Гаспарян

Разработка нового самолета не раз замораживалась из-за нехватки финансирования. Осложняло ситуацию и отсутствие необходимого по мощности двигателя. Специально для этой машины велась разработка форсированной версии авиамотора ТВ7-117СТ-01.

Кардинально ситуация изменилась в 2014 году, когда Минобороны утвердило тактико-технические требования и подписало контракт на опытно-конструкторскую работу на создание легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В.

Первый экспериментальный Ил-112В впервые поднялся в воздух 30 марта 2019-го. После завершения единственного полета испытания были приостановлены на два года для доработок и облегчения машины. Возобновили их лишь в марте этого года после внесения изменений в конструкцию. В пятницу, 13 августа, единственный летный экземпляр перелетел из Воронежа в Кубинку для продолжения испытаний и участия в форуме «Армия-2021». В постройке находятся еще два опытных самолета. Сообщалось, что они будут переданы Минобороны до конца этого года.

Читайте также
Реклама