Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков назвал важным элементом визита Путина в Узбекистан личное общение с Мирзиёевым
Мир
Путин и Мирзиёев возложили венки к монументу независимости в Ташкенте
Экономика
Комитет ГД призвал установить минимальный уровень дохода для повышения НДФЛ
Мир
МО РФ заявило о готовности помочь Армении с ликвидацией последствий наводнения
Общество
ЕК уточнила область применения новых санкций против российских СМИ
Общество
Российские дилеры стали отказываться от ввоза авто параллельным импортом
Экономика
УК не смогут единолично определять плату за содержание общего имущества
Мир
Французский евродепутат объяснил, почему консерваторы Европы не могут объединиться
Мир
КНДР предупредила Японию о планах запустить спутник в период с 27 мая по 4 июня
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела Горловки со стороны ВСУ
Мир
Действующий президент Литвы Науседа победил на выборах главы государства
Мир
МЧС России предложило помощь Армении в ликвидации последствий наводнения
Экономика
Минфин планирует заработать дополнительные средства для казны на операциях РЕПО
Армия
Российские военные нанесли удар по блиндажам ВСУ с помощью FPV-дрона
Мир
В Южной Осетии прокомментировали планы Грузии присоединить регион
Мир
Посла Франции в Шри-Ланке нашли мертвым
Мир
Более 35 человек погибли в результате удара израильской армии по Рафаху

Агенты разобщения

Политолог Николай Калмыков — о том, как бороться с разложением общества, о котором говорил Сергей Шойгу
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава Минобороны Сергей Шойгу не просто так обратил внимание на угрозу внутреннего разложения общества, в том числе — под иностранным влиянием. Кто будет защищать интересы страны и наши национальные традиционные ценности, если мы перестанем друг другу доверять? Забудем о родителях? Потеряем память о малой Родине? Друзья у нас будут только в соцсетях, а героями станут парни в трико из-за рубежа?

Манипуляции, провокации, мифотворчество, да еще и социальное дистанцирование — всё это приводит к снижению уровня доверия в обществе. А ведь нам хватает и других проблем. Например, как обеспечить каждому достойную работу в новом цифровом мире? Как учиться и жить в изменившихся условиях? Всё это и так создает большое напряжение.

Естественный фон и набор проблем был и будет всегда, но в борьбе за политическое влияние иностранные, да и некоторые местные агитаторы иногда забывают о сложных вопросах, требующих сложных решений. Строить больницы, открывать заводы или внедрять инновации куда сложнее, чем пойти получить — тайком или напрямую — иностранное финансирование, чтобы начать кричать о проблемах, не приступая к реальным делам для улучшения ситуации. Одни бегут за грантами, другим сбрасывают огромные рекламные бюджеты зарубежные компании — ведь эти чудо-блогеры отстаивают «новую мораль» в угоду заокеанским господам и хайпу.

Думают ли они о последствиях? Вряд ли.

Каждый человек имеет страхи. Не сильно за столетия изменился и набор его первичных потребностей. Однако когда общество сплоченно — друг или родственник всегда убережет от поспешного поступка. А то и преступления. Поругавшиеся молодожены, уважающие родителей и дедов, с наибольшей вероятностью смогут найти решение, если им будет кому подсказать. А не как сейчас у многих — расфрендил, и семья удалена из жизни.

Когда твое село родное, полное друзей — куда больше вероятность, что, отучившись в вузе, ты вернешься создать ферму или производство, чем в случае, когда все твои друзья и воспитатели — вымышленные персонажи без Родины, пола и привязки к истории.

Добавляют жару и некоторые модные политики — один говорит про развитие села, другой про стимулирование переезда в мегаполисы. Тут, кстати, стоит отдать должное взвешенной инициативе Сергея Шойгу про города в Сибири — это куда более трезвый подход.

Часть этого — естественные процессы в обществе. Но другая — к сожалению, значительная часть — пропаганда в угоду чьим-то интересам.

Какой есть выход?

Одни предложат ужесточить государственное регулирование информационной работы. Кто-то сочтет это легким решением, но тут очень важен вопрос о том, в чьих руках окажется рубильник — не в руках ли безымянных чиновников, не способных глубоко мыслить? Страшный мир тогда нас ждет.

Оставить как есть, чтобы каждый выбирал смыслы по себе — скажут другие. Результат можно увидеть наглядно — одни страны запрещают называть маму мамой, другие создают сотни полов, чуть ли не по заявкам каждого вида извращенцев, а третьи голосуют на выборах за Ктулху (мифическое божество из произведений Говарда Лавкрафта) и Дональда Дака (массовое явление на выборах в парламент Финляндии в 2019 году). Но куда страшнее, что все они забывают о детях, которые, попадая под агитацию за тех или за других, теряют твердые ориентиры, забывают традиции предков, а то и вовсе совершают страшные поступки.

Другим примером может быть засилье тысяч онлайн-курсов, часть которых могут вовсе не учить, а оболванивать. Другие же поглощаются гигантскими платформами — к сожалению, это несет риск для сохранности авторского просветительского творчества.

Возможно, стоит обновить наш арсенал гуманитарного вооружения? Пора работать с писателями, художниками, современным театром, малыми формами кино в троекратном размере. Стоит открыть не только грантовые программы для инициатив молодежи и делать не только большие макро-проекты с госорганизациями или корпорациями. Возможно, стоит наложить запрет на покупку франшиз зарубежных шоу и сериалов, чтобы растить своих создателей смыслов?

Нам нужно выращивать новую плеяду творцов, генераторов смыслов, создателей медиа и творческого контента, способного бороться за внимание самых разных аудиторий, сохранять традиции, развеивать мифы зарубежной пропаганды.

Выход один — появление сети центров генерации смыслов и создание творческого, гуманитарного продукта, сохраняя возможность для каждого, но и договариваясь о базовых общих ценностях. Стоит отметить, что схожим путем идут и наши конкуренты за рубежом, опираясь уже не на три-четыре Think Tank, СМИ или центра влияния, а создавая и поддерживая десятки разных структур, порой не связанных.

Автор — член экспертного совета при комитетах ГД

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир