Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Сохранить лицо

Директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев — о роли Анкары в афганском кризисе после ухода США
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Решение США вывести свой контингент из Афганистана — не новость как минимум с того момента, когда об этом впервые заявил экс-глава Белого дома Дональд Трамп, хотя именно при администрации Джо Байдена, 13 июля, Центральное командование (CENTKOM) ВС США отчиталось, что процесс завершен уже на 95%.

И здесь интересно, что выражение «свято место пусто не бывает» применимо даже к Афганистану. Турция заявила о желании помочь США: обеспечить безопасность Международного аэропорта Кабула им. Хамида Карзая после вывода войск НАТО из страны. Предложение поступило давно, а детали соответствующей договоренности обсуждались лидерами стран Реджепом Тайипом Эрдоганом и Джо Байденом на саммите Североатлантического альянса в июне. Компетентные источники портала Middle East Eye уточнили, что сейчас стороны близки к техническому соглашению. Американцы будут оказывать военную и разведывательную поддержку турецким войскам, а последние обязались не участвовать в военных операциях за пределами объекта. США и НАТО несут расходы.

Международный аэропорт им. Хамида Карзая — стратегический объект, ключ к стабильности афганской столицы, поскольку его услугами пользуются все иностранные миссии, находящиеся в Кабуле, включая неправительственные организации. Мало того, доставка любой гуманитарной помощи осуществляется через эту воздушную гавань, не говоря уже о том, что контроль над ней обеспечивает турецкой стороне большие преимущества по сравнению с другими иностранными силами в Афганистане: Анкара будет не только владеть всей полнотой информации о любых поставках в страну, но и определять порядок авиасообщений афганской столицы с миром. Иными словами, речь идет ни много ни мало о «жемчужине наследства», которое останется после ухода американцев.

Известно, что турецкие военнослужащие в течение 20 последних лет обучали афганскую армию, занимались в основном охраной объектов промышленной инфраструктуры для кабульского режима, который активно поддерживали США. Кроме того, турки выполняли гуманитарные миссии, включая восстановление и строительство, причем ни одного боестолкновения с талибами (организация запрещена в РФ) или их союзниками не зафиксировано. В других боевых операциях, если опираться на общедоступные сведения, турки также не участвовали. Кстати, охрану Международного аэропорта Кабула они уже обеспечивали. Все это были успешно выполненные миссии в рамках НАТО, частью которого Турецкая Республика остается.

Есть и другие факторы, которые могли побудить Анкару предложить эту идею, а Вашингтон согласиться с ней. Турки поддерживают рабочие контакты и связи практически со всеми политическими силами Афганистана, что дает им возможность, заручившись поддержкой «Талибана» и соседнего Пакистана, сдержать распространяющееся влияние Ирана и Китая в стране. Такой расклад вполне устроил бы США. Во всяком случае уравновесить обстановку в республике, столкнув лбами разных игроков, претендующих на лидерство в регионе, — задача важная и решаемая. Что касается Турции, то для нее важен повод наладить сильно пошатнувшиеся еще при Обаме отношения с США.

Между тем радикальное движение «Талибан», которое постепенно захватывает страну, дало ясно понять: туркам в Афганистане не рады, как, впрочем, и любым «оккупантам», тем более что турецкая сторона была и остается частью НАТО. Вместе с тем в июне от «Талибана» звучали и другие заявления в примирительном ключе. «В остальном Турция — великая исламская страна, имеющая исторические связи с Афганистаном. Мы надеемся установить тесные и хорошие отношения с Турцией, когда в будущем в Афганистане будет создано новое мусульманское правительство», — отмечал представитель организации.

В июле, несмотря на то что турецкий лидер ранее сообщал об интенсивных переговорах с «Талибаном», картина изменилась. Официальное заявление «Исламского Эмирата Афганистан» (частично признанное государство талибов) прозвучало угрожающе для турок. В нем на этот раз подчеркивалось, что любые связи Турции и Афганистана находятся под угрозой из-за «неразумного решения турецких властей оставить свой контингент». Более того, талибы обещали «проявить себя решительно», если Анкара не сосредоточится на установлении «позитивных отношений» с афганцами. При этом в 7 пункте заявления отмечалось, что, несмотря на контакты «Талибана» и властей Турции, различные встречи и переговоры, турки все же нарушили договоренности с «Эмиратом».

Турецкие источники в свою очередь отмечают, что их «интенсивные» переговоры с представителями «Талибана» относительно параметров охраны аэропорта продолжаются. В то же время турки якобы заверили талибов: никаких шагов по обеспечению безопасности объекта без согласования с «Талибаном» не будет. Так или иначе, но в пользу достоверности этой версии отчасти говорит и тот факт, что турецкие официальные лица, включая президента Эрдогана, пытаются привлечь к этой миссии и Пакистан. У Исламабада давние и конструктивные отношения с радикальным движением. Премьер-министр Имран Хан даже заявил несколько недель назад, что не допустит размещения баз на территории своей страны для контроля США над обстановкой в Афганистане.

Кроме того, США еще не покинули Афганистан окончательно, это должно произойти только в сентябре. Соответственно, время на согласование позиций, деталей и любых тонкостей у сторон в общем есть. В этом случае можно предположить, что угрожающее заявление «Эмирата» скорее нужно для предупреждения, привлечения внимания турецких партнеров. Говорить об объявлении войны пока преждевременно.

С одной стороны, обеспечение безопасности аэропорта, безусловно, подчеркнуло бы растущую региональную роль Анкары. В конце концов с контролем этого стратегического объекта турки получают «ключи» не просто от Афганистана, но и от Центральной Азии. Вдобавок новая «разменная монета» на случай, если отношения с Западом у Турции не заладятся.

С другой — риски и опасность для турецких властей сделать это в обход «Талибана» соразмерны возможному выигрышу даже у себя дома. Консервативно-националистический электорат Эрдогана и его партии все последние 20 лет выступал категорически против оккупации «крестоносцами США» мусульманских Афганистана и Ирака. Избирателей (а президентские выборы уже в 2023-м) будет крайне трудно убедить в том, что оккупация с подачи США и НАТО нужна турецкой стороне, учитывая, что во всем исламском мире теперь уже Турция будет восприниматься совершенно иначе. Спрятаться за спины союзников по альянсу, как раньше, не удастся. Анкара серьезно рискует репутацией и на Ближнем Востоке, и в Африке, где большинство исповедует ислам.

Таким образом, в интересах Турции пригласить другую исламскую страну (Пакистан вполне бы подошел), чтобы разделить с ней ответственность за происходящее, а также договориться с талибами обо всем. При соблюдении этих двух условий лицо можно было бы сохранить, а свое влияние расширить, в Центральной Азии в том числе.

Однако по понятным причинам реализация такого сценария вряд ли даст возможность продолжить «американскую оккупацию» или утверждать, что Анкара пришла «на смену Вашингтону».

Автор — директор Центра изучения новой Турции

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир