В пятницу, 23 июля, Центральный банк России рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки. Ранее глава регулятора предупреждала, что будет обсуждаться возможность увеличения показателя вплоть до 1%. Таким образом, индикатор способен перешагнуть за отметку в 6%, которая соответствует верхней границе так называемого нейтрального диапазона. В итоге мы можем оказаться в ситуации, когда за четыре месяца ключевая ставка вырастет на 2% или более. Это не пройдет незамеченным для экономики.
Сначала хорошие новости. Ставки по депозитам будут постепенно повышаться, но медленнее, чем ключевая. Для банков типична ситуация, когда есть некоторое отставание, так как это позволяет финансовым организациям получать дополнительную прибыль. Для тех, кто хочет разместить сбережения в облигациях, повышение ставки — «плюс», так как это увеличивает выгоду от инструментов с фиксированной доходностью. Правда, в реальной жизни цены облигаций чаще реагируют на инфляцию, поэтому могут снижаться раньше, чем Центробанк поднимет ключевую ставку. Но идут они всё равно в одном фарватере. С начала года индекс российских облигаций потерял более 6%.
Очевидный положительный эффект есть для социальной сферы, так как ставка реагирует на потребительскую инфляцию, а по ней индексируются различные социальные платежи. Другое дело, что можно говорить о заниженной оценке инфляции в России, но это другая тема.
На курсе российского рубля рост ставок может сказаться положительно, если иностранные инвесторы будут привлечены более высокой доходностью гособлигаций и им поэтому понадобятся рубли. Произойдет ли это? Судя по динамике их доли в общем объёме ОФЗ — нет. С января 2021 года нерезиденты продали бумаг на 300 млрд рублей, а их доля сократилась с 23% до 19%. Очевидно, санкцонные риски пока перевешивают даже заманчивые для керри-трейдеров 7% годовых.
На этом, в общем, хорошие новости заканчиваются. Повышение ключевой ставки приводит к росту стоимости кредитов. Это относится прежде всего к коммерческим предприятиям, хотя большинство из них постарается переложить на потребителей дополнительные расходы на обслуживание долга. Малый и средний бизнес ощутит это на себе сильнее, так как для него и ставки традиционно выше, и требования по обеспечению кредита более жесткие. В конечном итоге из-за роста ставок количество рентабельных проектов сократится, а значит, экономическая активность пострадает.
Довольно чувствительными могут быть изменения на рынке ипотеки. Совершенно очевидно, что постепенно ставки по жилищным кредитам для населения будут увеличиваться. Банки, конечно, постараются отсрочить этот момент и попытаются получить компенсацию в виде повышения платежей за услуги, которые сопутствуют ипотеке. Однако это сработало бы при небольшом повышении ключевой ставки, а 2% — слишком крупная цифра, чтобы быть незамеченной. Прибавьте к этому изменение условий программы государственной поддержки ипотеки (ставка повышена до 7%, а предельная сумма кредитов ограничена 3 млн рублей), и мы получаем замедление темпов роста в строительном секторе. Его доля в ВВП нашей страны составляет примерно 5%, а с учетом смежных сегментов влияние на экономику гораздо сильнее.
Повышение ключевой ставки отразится и на потребительском кредитовании, однако не так сильно, как на ипотеке. Тем не менее увеличение потребления может стать одним из драйверов роста нашей экономики, так как доля потребительских расходов ВВП у нас намного ниже, чем в других странах. Низкий уровень ставок мог бы поспособствовать более активным тратам россиян.
Есть определенная надежда, что через некоторое время Центральный банк вновь перейдет к смягчению монетарной политики и ставки пойдут вниз. Для этого необходимо снижение официальной инфляции в район 4%, которое регулятор ожидает в следующем году. Общий рост цен, в свою очередь, будет зависеть от тарифной политики естественных монополий, курса рубля и инфляционных ожиданий населения.
Автор — главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора