Топливный разнос: половину общественного транспорта предложили перевести на газ
Губернаторам могут рекомендовать перевести на газ не меньше половины жилищно-коммунальной техники, муниципального и регионального транспорта. Это следует из проекта протокола заседания комиссии по энергетике Госсовета РФ (есть у «Известий»). По данным Минэка, использование газа на автобусах экономит до 10 рублей на 1 км пробега. Также эксперты называют это топливо более экологичным. Сейчас доля газомоторного транспорта в стране составляет 2%. Для переоборудования на каждый субъект потребуется не меньше 2,5 млрд рублей, уверены в Союзе предприятий газомоторной отрасли. Некоторые эксперты называют большую сумму: по всей стране программа может обойтись в 500 млрд рублей.
Дави на газ
В ходе заседания комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» 28 июня представители госструктур и бизнеса обсудили меры по расширению использования газа в качестве топлива в России. Речь идет о сжиженном природном газе (СПГ) и компримированном природном газе (КПГ), следует из проекта протокола заседания, с которым ознакомились «Известия».
В документе также дана рекомендация властям регионов «принять меры по переходу на использование жилищно-коммунальной техники, муниципального и регионального пассажирского транспорта, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в общей доле не менее 50%». Источник «Известий», участвовавший в заседании, подтвердил, что это предложение было озвучено на Госсовете и может быть направлено в компании и профильные ведомства.
«Известия» направили запрос в аппарат губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика») с просьбой прояснить статус рекомендации и возможные меры, которые субъекты РФ должны будут предпринять для перевода транспорта на газ. На момент публикации там не ответили.
По данным Минэка, представленным в проекте протокола, использование СПГ на автобусах большого класса экономит до 10 рублей на 1 км пробега.
Масштабный перевод техники и транспорта страны на газ даст положительный экономический и экологический эффект, сказал «Известиям» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов.
— Один кубометр КПГ стоит около 18 рублей против 46 рублей за литр дизеля, переход на газ значительно понизит траты на топливо в регионах. Также станет чище воздух, черный выхлоп уйдет в прошлое, — считает он.
Однако эксперт предупредил: масштабное переоборудование транспорта потребует не менее 2,5 млрд рублей финансовых вливаний в каждый субъект РФ. Это позволит поставить по 200 новых метановых автобусов в регион, но их потребуется еще больше, добавил он.
Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что перевод транспорта и коммунальной техники на газ обойдется дороже.
— По данным Мосгортранса, в столице к началу 2021 года парк городских пассажирских автобусов составлял 10 тыс. единиц, из которых примерно 700 — электробусы и автобусы на газовом топливе. Значит, на бензиновых двигателях и дизтопливе продолжает ездить примерно 9,3 тыс. автобусов. Если половину из них заменить на метановые (то есть примерно 4,6 тыс. автобусов), исходя из примерной стоимости одного автобуса в 12,5 млн рублей, программа замены старого бензинового транспорта на метановый в одной только Москве обойдется в 58,1 млрд рублей, — отметила эксперт.
По ее оценке, в остальных субъектах страны переоборудование транспорта обойдется в среднем в 4–6 млрд рублей на каждый регион, а вся программа может стоить 350–500 млрд рублей.
Рывок для рынка
Для масштабного перехода на газ требуется новая нормативная база, нужна синхронизация со строительством заправочных комплексов, необходимы тысячи обученных специалистов, считает Артем Данилов. Хотя пример регионов по внедрению КПГ, в первую очередь Казани и Белгорода, показывает, что при наличии политической воли все планы будут реализованы, заявил эксперт.
Он отметил, что сейчас газомоторный транспорт составляет примерно 2% от общего числа в стране. При этом динамика по закупкам и переводу техники, например, на КПГ, показывает снижение. Отрасли не хватает мер поддержки, считает Артем Данилов.
При этом в проекте протокола указана рекомендация Минпромторгу рассмотреть вопрос увеличения объема финансирования производителей газомоторной техники до 7,1 млрд рублей, а также разделения статей субсидирования техники с ежегодным объемом финансирования в размере 3,3 млрд рублей на КПГ и 3,8 млрд рублей на СПГ. Однако такие инвестиции — это капля в море, считает Артем Данилов.
По словам вице-президента Независимого топливного союза (НТС) Дмитрия Гусева, сегодня есть и другие проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию газомоторной отрасли в России. Так, субсидирование строительства газозаправочной инфраструктуры предусмотрено лишь в 28 субъектах РФ, а критерии включения регионов в перечень непрозрачны, отметил он.
Также российские производители не смогут в полном объеме обеспечить поставки необходимого оборудования, полагает эксперт. Например, российские заводы не выпускают компрессорные установки, так что вскоре рынок может столкнуться с дефицитом оборудования для строительства заправок, заключил Дмитрий Гусев. В КамАЗе, представитель которого участвовал в заседании, от комментариев отказались.
В Минфине «Известиям» рекомендовали обратиться в Минэнерго. Там «Известиям» заявили, что именно транспорт и коммунальная техника демонстрируют одни из самых высоких показателей по потреблению топлива и, соответственно, затратам на него. Потом, эта техника находится в ведении региональных или муниципальных властей, что облегчает процесс принятия решений о переводе.
В министерстве считают, что перевод техники на газомоторное топливо (ГМТ) позволит оптимизировать муниципальные бюджеты за счет снижения затрат на топливо, сократить выбросы вредных веществ, а также снизить шумовые загрязнения (двигатели на газе работают гораздо тише традиционных). Оценивать сроки и затраты на реализацию данной задачи каждый субъект РФ должен самостоятельно, добавили в Минэнерго.
В Минпромторге сказали «Известиям», что перевод не менее 50% указанной техники на газ положительно скажется на экологии в крупных и густонаселенных городах, простимулирует развитие заправочной инфраструктуры, а также повысит привлекательность и доступность газомоторной техники.
В министерстве добавили, что за истекший период 2021 года в рамках программы стимулирования спроса на технику, использующую природный газ в качестве моторного топлива, Минпромторг уже просубсидировал реализацию более 2,6 тыс. единиц техники (в том числе СПГ). Размер скидок составил более 1,8 млрд рублей.
В Минэке отметили, что ранее министерство направляло в правительство предложения по стимулированию перевода муниципального транспорта на газ. В комиссии Госсовета они нашли поддержку, добавили в ведомстве.