Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пошли на снижение: новые ограничения привели к сокращению трат

От чего отказываются граждане в первую очередь
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первые две недели действия новых ограничений, введенных из-за ухудшения ситуации с коронавирусом, снизили общие расходы граждан на 2–3%. Об этом говорится в исследовании Tinkoff CoronaIndex (есть у «Известий»). При этом в столице индекс потребительской активности населения снизился сильнее, чем в целом по стране. Больше всего сократились траты на кинотеатры, билеты на самолеты и поезда, а также рестораны и кафе. Несмотря на это, представители бизнеса рассчитывают, что по сравнению с прошлым годом убытков в 2021-м будет меньше.

Без фастфуда и кино

Москва занимает последнее место среди регионов России в рейтинге индекса деловой и потребактивности, следует из материалов Tinkoff CoronaIndex. С ухудшением эпидемиологической ситуации и введением новых ограничений в столице по состоянию на 29 июня он сократился до 5,2 балла. В целом по стране показатель индекса оказался выше, чем в столице, остановившись на отметке 6,2. Отмечается, что в прошлом году в этот же день значения в Москве находились на уровне 5,8 баллов, по стране — 6,4. Пик наибольшей покупательской активности граждан — 10 баллов — наблюдался, например, в декабре 2020-го.

Справка «Известий»

В составлении индекса учтены данные об онлайн и офлайн операциях более 15 млн клиентов «Тинькофф», включая физлиц и более 600 тыс. компаний.

В пятёрку регионов с самым низким показателем индекса вместе с Москвой также вошли Санкт-Петербург (5,9), Московская (5,7), Калужская (6,9), Ярославская (7,1) области. Интересно, что на первой строчке (с максимальным значением в 10 баллов) расположились сразу десять субъектов: Забайкальский край, Еврейская АО, а также республики Крым, Тыва, Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Калмыкия и Ингушетия, указано в исследовании.

За две недели после введения ограничений (с 14 по 27 июня) в сравнении с предыдущими (с 31 мая по 13 июня) жители столицы стали тратить меньше на 3%, а других регионов — на 2%. Активнее всего москвичи сокращали расходы на кинотеатры (–26%), покупку книг (–16%), цветов (–15%), транспорт (–5%) и походы в салоны красоты (–6%). Траты в категории «путешествия и отдых», согласно Tinkoff CoronaIndex, сократились на 14% на авиа- и на 11% железнодорожные билеты. При этом расходы на услуги турагентств, напротив, выросли на 6%.

В ресторанах во второй половине июня жители столицы оставили на 8% меньше, чем в первой, а на фастфуд потратили на 9% меньше. Кроме того, в первые два дня, когда были введены QR-коды для посещения заведений — 28–29 июня — оборот предприятий в Москве снизился на 14%, отмечают авторы отчета.

После введения новых требований оборот онлайн-чаевых снизился на 35%, а количество транзакций сократилось вдвое, что свидетельствует о значительном уменьшении количества посетителей. Однако гости стали щедрее: средняя сумма онлайн-чаевых за одну транзакцию выросла на 21% — с 266 до 323 рублей, следует из данных CloudPayments.

В то же время, по данным «Тинькофф Кассы», в начале этой недели обороты предприятий общепита в Москве и области за счет онлайн заказов на вынос выросли на 27% по сравнению с началом прошлой недели.

Жители других регионов за последние две недели июня также стали меньше ходить в кино, снизив траты на 23%. При этом расходы на железнодорожные и авиабилеты снизились на 14 и 12% соответственно. Сократились и траты на фастфуд (–5%), рестораны (–3%) и салоны красоты (–3%).

Опыт в помощь

С середины июня 2021 года индекс потребительской активности Самарской области, характеризующий разнообразие совершаемых покупок и оплаченных услуг, сократился с 75 до 71 балла, отметили в правительстве региона. В Ярославской области рассказали об итогах первых пяти месяцев года в сфере торговли и услуг, добавив, что несмотря на проблемы, связанные с пандемией коронавируса, к концу 2021-го рассчитывают на положительную динамику. В остальных субъектах на просьбу «Известий» рассказать о влиянии новых ограничений на показатели потребительской активности оперативно не ответили.

В агрегаторе «Купи билет» последние полмесяца наблюдаются рост покупок авиабилетов — за это время покупательский спрос вырос на 70%, относительно общего числа авиабилетов, купленных с 1 по 15 июня. В Aviasales отметили, что цифры сейчас и в начале июня совершенно сопоставимые. В Anextour в связи с открытием границ и вовсе наблюдают активный рост бронирований, как и отмечалось в исследовании.

— Судя по отзывам коллег, ситуация в сфере общественного питания сложная, несмотря на то, что заявлялось о наличии QR-кодов у 2,5 млн человек, — отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Но нужно понимать, что большинство из этих людей старше 60 лет и они — не клиенты ресторанного бизнеса.

Введение ограничений добавляет сложностей любому бизнесу, согласился первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Однако, по его словам, предприниматели понимают, что текущие условия — гораздо мягче, чем карантин весны-начала лета 2020 года.

Самые серьезные убытки, как и в прошлом году, понесут предприятия общественного питания, туристическая отрасль, перевозки и непродуктовый ритейл, считает эксперт. С его точки зрения, по сравнению с 2020 годом компании научились лучше справляться с ситуацией, наладили доставку и стали развивать социальные сети для взаимодействия с клиентами. Конечно, из-за ограничений обороты розничной торговли могут сократиться на 2–3%, но снижение будет меньше, чем год назад, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир