Президент России Владимир Путин дважды за последний месяц говорил про необходимость обеления малого бизнеса: первый раз на ПМЭФ, а второй — на прямой линии. Государство готово поддерживать малый бизнес, например освободить от НДС малых предпринимателей в сфере общепита, но при условии, что все продажи и закупки будут проходить через чек, то есть будут прозрачны.
По данным ФНС, в России зарегистрировано более 3,6 млн онлайн-касс. Контрольно-кассовую технику (ККТ) используют 1,5 млн юрлиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств. Однако, по нашим оценкам, не менее полумиллиона торговых точек до сих пор не оборудованы онлайн-кассами. Это прежде всего ярмарки и рынки. А по закону последние отсрочки по «кассовой реформе» заканчиваются 1 июля. Получается, что часть бизнеса продолжает работать в тени.
Есть еще одна бурно растущая сфера, которой предстоит кардинально обеляться, — это рынок интернет-торговли. Мы проводили собственное исследование этой проблемы и выяснили, что около 85% интернет-магазинов не фискализируют продажи — то есть работают всерую.
Президент не зря озабочен прозрачностью рынка. В любой кризис доля серой и черной выручки растет, хотя масштаб этого бедствия оценить сложно. По данным IT-компании «Эвотор», выручка малого и микробизнеса в апреле 2020 года рухнула на 54% от по сравнению с предыдущим годом, а потом начала постепенно восстанавливаться. В июне 2021-го оборот МСБ превысил допандемийный на 20–30%. Конечно, в ряде сегментов дела обстоят совсем не так радужно, особенно в связи с новым всплеском пандемии. Общепиту, сфере культуры, спорта и развлечений придется перестроиться под новые требования и введение системы QR-кодов в ряде регионов. Но и государство, и бизнес много ресурсов потратили на построение прозрачной цифровой экономики, и нельзя потерять результаты, которых страна уже достигла.
И дело не только в собираемости налогов. Я часто встречаюсь с предпринимателями, и подавляющее большинство из них работают прозрачно, вбелую. Они сетуют на то, как сложно выживать рядом с серыми соседями. Работать всерую нечестно по отношению к тем, кто соблюдает закон. Правила игры должны быть едины для всех, а конкуренция — равной.
И еще одна тема, на которой настаивает президент: закупки торговых точек тоже должны проходить прозрачно, через кассу. По данным сервиса «на полке», 95% закупок не автоматизированы. Существенная их доля в малом бизнесе, особенно в общепите, — это те самые серые рынки, фермеры, частные поставщики. При этом у одной торговой точки может быть до 20–30 поставщиков одновременно.
Решением этой проблемы могут стать цифровые платформы оптовых закупок. Наряду с розничными маркетплейсами и сервисами доставки продуктов, на которых мы привыкли покупать товары, есть оптовые маркетплейсы. Они обеспечат не только прозрачность расчетов, но помогут оптимизировать ассортимент и сэкономить время, имея огромный выбор поставщиков на одном сайте, выбор цен, не выходя из магазина и в любое время суток.
Одно из преимуществ прозрачности для самого бизнеса — это огромные возможности предиктивной аналитики. Уже сейчас мы можем определять индексы инфляции и предпочтения россиян не на результатах полевых исследований и опросов, а на данных о реальных продажах на основе чеков. Уже сейчас есть аналитические инструменты даже для малого бизнеса на основе этой информации, которые позволяют делать прогноз спроса и дают рекомендации по ассортименту.
Но, к сожалению, из-за значимой доли теневого бизнеса данные чеков тоже пока не на 100% точные. Полную прозрачность товарной цепочки от производителя до покупателя может обеспечить масштабное внедрение электронного документооборота.
Еще несколько лет назад такое казалось невозможным, а теперь это вполне реальное близкое будущее.
Автор — глава компании «Эвотор»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора