Федеральная программа развития Северо-Кавказского федерального округа была принята в апреле 2014 года. Совокупный объем госфинансирования по ней превышает 300 млрд рублей. По замыслу разработчиков программы, эти средства должны были привлечь за собой дополнительные частные инвестиции на Северный Кавказ, многократно превышающие объем федеральных бюджетных ассигнований. Программа должна была простимулировать развитие практически всех отраслей экономики и социальной сферы региона.
Премьер-министр России Михаил Мишустин 15 июня подвел своеобразный промежуточный итог реализации программы: «На Дальнем Востоке каждый рубль бюджетных средств приносит более 30 рублей частных инвестиций, в особых экономических зонах — почти 2,5 рубля, а на Северном Кавказе — 50 копеек».
На наш взгляд, основная причина тут кроется в изначально некорректном подходе к распределению государственных инвестиций на Северном Кавказе, а также в низком доверии со стороны внешних частных инвесторов из других регионов России к местным субъектам.
Проблему оптимального распределения государственных средств можно решить в относительно короткие сроки: ввести современные подходы в методики оценки эффективности инвестиций и откорректировать систему контроля со стороны федеральных властей за распределением субсидий. Например, сделать обязательным условием предоставления государственной субсидии требование к минимальному объему частных инвестиций в данное предприятие или проект. Причем в случае частных инвестиций из других субъектов или иностранных государств может применяться повышающий коэффициент. Его также можно применять к частным финансовым инвестициям или вложениям в приоритетные отрасли.
Для эффективного контроля со стороны федеральных властей можно организовать электронный мониторинг в режиме реального времени с помощью как существующих информационных систем, так и вновь созданных отдельных подсистем. Практическим путем давно доказано, что отслеживание в режиме реального времени позволяет существенно снизить уровень принятия некомпетентных решений со стороны региональных властей и минимизировать коррупционные риски.
Такой подход вкупе с институциональной поддержкой федерального центра способен повысить эффективность ранее осуществленных бюджетных ассигнований. Простой пример: несколько предприятий Северного Кавказа, в том числе с госучастием, на выделенные средства провели модернизацию своих производств, приобрели современное оборудование, но из-за низкой компетентности менеджмента оборудование либо простаивает, либо загружено не более чем на 25%.
Для привлечения в инфраструктурные и социальные проекты частных инвестиций на Северном Кавказе необходимо провести повышение квалификации руководителей этой сферы, инвентаризацию уже вложенных государственных средств, определить реальный уровень их эффективности. Дальнейшее продвижение проектов может происходить как на федеральных, так и на региональных инвестиционных площадках.
Что касается частных вложений, которые должны последовать за федеральными, то для них главное условие — прозрачность принятия решений и предсказуемость действий местных властей. Причем предсказуемость в первую очередь связана со снижением коррупционных рисков и так называемого сватовства.
Все вышеперечисленные задачи решаемы, но без комплексного аудита существующего положения дел, без создания современных информационных систем по контролю и мониторингу все вложенные средства будут и дальше уходить в песок.
Автор — кандидат экономических наук, директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора