Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С каждым годом средства индивидуальной мобильности набирают всё большую популярность. Некоторые люди покупают модные гаджеты ради забавы, чтобы получить удовольствие и разнообразить пешие прогулки. Для других СИМ (средство индивидуальной мобильности) — и вовсе достойная альтернатива общественному транспорту или собственному автомобилю.

Они просты и удобны в использовании, а их стоимость относительно невысока: покупка и содержание такого средства обходятся людям намного дешевле, чем обошлись бы расходы на машину.

Еще один плюс, который выделяют любители покататься, — для того чтобы начать пользоваться моноколесом или электросамокатом, не нужно проходить специальное обучение в автошколе и сдавать экзамены. Для их управления не нужны права, не предусмотрены даже возрастные ограничения. Нет штрафов за превышение скорости и за другие нарушения правил дорожного движения, да и самих правил, регламентирующих передвижения на СИМ, в законодательстве на данный момент нет. Всё максимально просто: купил — и поехал.

Но давайте подумаем, действительно ли это плюс?

Дело в том, что новомодные «игрушки» на самом деле намного серьезнее и опаснее, чем может показаться на первый взгляд. Вместе с ростом их популярности также увеличивается и число аварий с участием пользователей СИМ. По данным за 2020 год, в результате таких ДТП пострадали свыше 230 человек, трое из них погибли. Что касается текущего года — печальная статистика всё продолжает расти.

Совсем недавно в Санкт-Петербурге прогремело сразу несколько случаев, связанных с наездом самокатчиков на детей. 1 июня в городском парке был сбит четырехлетний мальчик, машина скорой помощи увезла его в больницу в тяжелом состоянии. Буквально на следующий день в результате наезда пострадала пятилетняя девочка, ее тоже госпитализировали. Виновник скрылся на электросамокате, не дожидаясь приезда «скорой» и полиции. В тот же самый день стало известно еще об одном пострадавшем: сбитый четырехлетний мальчик получил травму головы. По этим происшествиям были возбуждены уголовные дела. Водителей СИМ привлекли по статье о «Причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности». В сервисах аренды средств индивидуальной мобильности были проведены обыски и следственные действия, в результате которых они приостановили свою деятельность.

Главная проблема в том, что, несмотря на повальное распространение СИМ и их нарастающую популярность, у нас еще не сформировалась культура нового способа передвижения. К средствам индивидуальной мобильности зачастую относятся несерьезно. Многие до сих пор воспринимают их как развлекательный гаджет, а не как альтернативное транспортное средство. Сколько еще детей и взрослых успеет пострадать из-за этого несерьезного отношения, пока в обществе не придет окончательное понимание, что СИМ — это не игрушка?

Среднестатистический бытовой электросамокат с мощностью до 250 ватт способен развить скорость до 25 км/ч. Это вполне сопоставимо с мини-скутером или даже маломощным мотоциклом. Тот факт, что мотоциклист должен иметь права категории М и нести полноценную ответственность за свои действия, ни у кого не вызывает возражений. С пользователями СИМ в настоящей момент ситуация совершенно не ясна: они не водители, но в то же время и пешеходами их не назовешь. Их нельзя обязать изучать Правила дорожного движения и соблюдать скоростной режим. В настоящее время существование пользователей СИМ не учитывается ни одним нормативным актом.

Потребность в урегулировании движения электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других подобных устройств появилась достаточно давно. Подобный вопрос поднимался еще три года назад, но за это время так и не получилось прийти к какому-либо консенсусу. Минтранс готовил на эту тему неплохие правки: было предложено перевести пользователей СИМ из пешеходов в отдельную категорию. На тротуарах предполагалось обязать их двигаться со скоростью потока, не разгоняясь более чем на 15–20 км/час, а приоритет закрепить за пешеходами. Совет по правам человека также высказывался о необходимости внесения в ПДД отдельной главы о СИМ и об оснащении их номерными знаками.

На самом деле это самые минимальные меры, которые стоило бы предпринять. Но на сегодняшний день никакие правки так и не были одобрены.

Необходимо создание нормативов, регулирующих управление СИМ. В Правилах дорожного движения должна быть прописана ответственность. Должна быть создана и запущена электронная аутентификация и система слежения за скоростью передвижения в городе. А штрафы в отношении нарушителей должны выноситься в автоматическом режиме. Также нужно ввести жесткий контроль за ввозом таких средств передвижения в страну, во многих европейских государствах уже были приняты ограничения по ввозу электросамокатов и других аналогичных устройств, технические характеристики которых позволяют развивать скорость свыше 30 км/ч.

Обсуждать плюсы и минусы любых инициатив можно бесконечно, но когда вопрос встает настолько остро и непосредственно касается безопасности людей и в особенности детей — решительные и оперативные действия становятся просто необходимыми. И как показывают печальные события последнего времени, в настоящий момент ситуация с СИМ требует именно таких действий.

Автор президент экспертного центра «Движение без опасности», член правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир