Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Посол РФ заявил о разрушении российско-германских отношений по инициативе Берлина
Мир
WP сообщила о планах Байдена ввести новые санкции против энергосектора РФ
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам и складам ВСУ
Общество
Путин исполнил мечту школьницы из Белгородской области в рамках «Елки желаний»
Армия
Медведев заявил о почти 440 тыс. заключивших контракт с Минобороны россиян за год
Общество
Суд приговорил обвиняемого в шпионаже американца Спектора к 15 годам колонии
Мир
Ученый заявил о 250 затонувших кораблях с сокровищами у берегов Португалии
Общество
Житель Чебоксар задержан за оправдание теракта в «Крокусе»
Общество
Уголовное дело возбудили после ЧП с российским судном в Средиземном море
Экономика
Патрушев заявил о важности обеспечить условия для опережающего развития Сибири
Мир
На Украине потребовали от ФРГ передать технологии производства ракет Taurus
Экономика
В ЦБ РФ спрогнозировали снижение инфляции после апреля 2025 года
Происшествия
Мирный житель пострадал в результате атаки ВСУ на Белгородскую область
Мир
В Днепропетровской области прогремели взрывы
Общество
МЧС предупредило жителей Москвы о тумане до утра 25 декабря
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 200 военных в приграничье Курской области
Общество
В Абакане после взрыва на заводе и гибели людей задержали начальника цеха
Происшествия
Младенцы массово отравились на утреннике в Екатеринбурге

Аналитик назвала причины падения нефтегазовых доходов России

0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Доля нефтегазовых поступлений в бюджет России уменьшилась за счет слабого спроса на энергоносители, при этом цена за баррель нефти марки Brent в январе–марте выросла на 27%. Об этом заявила «Известиям» Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари», в четверг, 10 июня.

«Для сравнения, в апреле–мае текущего года тот же Brent подорожал на 10,9%, но и спрос в мире увеличился по мере выхода экономик из коронавирусного застоя», — сказала она.

В четверг стоимость августовских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь Brent на бирже ICE выросла до $72,769 за баррель, июльские фьючерсы на WTI подорожали до $70,08 за бочку. Утром в этот же день нефть обеих марок дешевела на 0,6%.

По словам Бодровой, 2020 год позволил сельскому хозяйству выйти вперед в списке наиболее доходных статей российского бюджета, а 2021-й продолжает тенденцию.

«Несырьевой экспорт действительно разрастается, и это особенно позитивно, поскольку тренд развивается на фоне укрепляющегося рубля, то есть продукция востребована не потому, что дешевле аналогов, а потому, что сама по себе конкурентоспособна», — пояснила она.

Согласно прогнозу аналитика, к середине года при сохранении всех озвученных тенденций параметры нефтегазовых и несырьевых доходов сравняются.

Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, рассказал «Известиям», что снижение нефтегазовых доходов связано с несколькими тенденциями. Во-первых, в I квартале прошлого года не было сделки ОПЕК+ и РФ производила на 15–20% больше нефти. Сокращение объема производства «прямым образом уронило» поступления налогов.

Во-вторых, это влияние налогового маневра и особенностей налогообложения в России.

«Для нас, например, НДПИ от добычи нефти — нефтегазовый доход, а НДС при переработке нефти — уже не нефтегазовый», — пояснил Манкевич.

Он добавил, что в 2020 году заметно выросла нефтехимия: «Сибур» ввел «Запсибнефтехим», было реализовано несколько менее масштабных проектов.

Еще одной причиной президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей назвал резкое падение всех налоговых поступлений в прошлом году, на фоне которых относительная доля нефтегазовых доходов выросла.

Также в рамках бюджетного правила действует цена отсечения в $43,3 — все доходы выше направляются в ФНБ. С этим учетом доля нефтегазовых доходов также искусственно занижается, в реальности их вклад в систему государственных финансов выше.

Говоря о росте поступления в бюджет ненефтегазовых доходов, эксперт отметил, что речь идет об эффекте низкой базы.

«Целый ряд отраслей в прошлом году выпал из экономической жизни, поэтому их вклад растет, особенно в отношении торговли и обрабатывающей промышленности», — сказал он.

Манкевич указал, что существенно вырос импорт, а это поступления НДС и таможенных пошлин.

Он выразил сожаление, что кардинальной перезагрузки и изменения структуры российской экономики не случилось и рано говорить о том, что страна слезла с «нефтяной иглы».

В свою очередь, главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко считает, что на снижение нефтегазовых доходов повлияло падение спроса из-за уменьшения деловой активности и ограничения, принятые в рамках соглашения ОПЕК+.

Несмотря на то что рублевые цены на углеводороды достигли уровней 2018-го и максимумов 2019-го, объемы реализации еще не восстановились до прежних объемов. С учетом принятых в Евросоюзе и Китае планов по декарбонизации своих экономик стоит ожидать, что в ближайшие десять лет доля от продажи нефти, газа и нефтепродуктов продолжит снижаться.

Ранее в четверг премьер Михаил Мишустин, открывая заседание правительства, сообщил, что поступление доходов в бюджет в I квартале 2021 года значительно превысило прогноз. По его словам, зависимость от нефтегазовых средств сокращается, уменьшившись до 30,5%. По данным Минфина, поступление нефтегазовых доходов за январь–май превысило половину годового плана — 52,3%, ненефтегазовых — 48,4%.

Читайте также
Прямой эфир