Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В аэропорту Иванова ввели временные ограничения на работу
Мир
В Великобритании вооруженный ломом мужчина ранил пятерых человек в больнице
Мир
В МИД РФ оценили перспективы восстановления диалога с ЕС
Общество
В ГД отреагировали на сообщения о запрете некоторым россиянам въезжать в Грузию
Спорт
Бизнесмен Колесников рассказал о предложении возглавить СБР
Мир
Карасин заявил о нарастании осуждения Киева за атаку на госрезиденцию РФ
Мир
Постпред США при НАТО заявил о намерении изучить атаку ВСУ на резиденцию Путина
Общество
В ДНР на 62-м году жизни погиб протоиерей Василий Кийко
Происшествия
Три мирных жителя пострадали при атаке БПЛА ВСУ на Белгородскую область
Мир
NYT сообщила о нарисованном на преследуемом США танкере Bella 1 флаге РФ
Происшествия
Стало известно об отсутствии разрушений в Сочи на фоне штормового предупреждения
Армия
Силы ПВО уничтожили 27 украинских БПЛА над территорией РФ за три часа
Спорт
FIS присвоила нейтральный статус еще пяти спортсменам из России
Общество
Дополнительные временные ограничения введены в аэропорту Геленджика
Спорт
В Испании сообщили о планах IFAB изменить правила офсайда в футболе
Мир
В Польше ответили на слова Сибиги о притеснении украинцев
Мир
Президент ЦАР не одобрил попытку ВСУ атаковать резиденцию Путина

Семь лет обид

Обозреватель Алексей Фомин — о симптомах и причинах неудачи хоккеистов на ЧМ
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 1990–2000-е годы подавляющее большинство российских болельщиков болезненно переживало 15-летнюю эпоху без побед своей национальной сборной на чемпионатах мира. И дело не только в том, что еще в самом соку была большая часть поколения жителей страны, заставшая бесконечные триумфы времен СССР.

Даже мое поколение 30–35-летних граждан в основном выросло на серебре Олимпиады-1998, с полуфинальным разгромом финнов, пятью голами Павла Буре и обидным, но достойным проигрышем финала Чехии (0:1), у которой гениально играл в воротах Доминик Гашек. Попутно были несколько триумфов на чемпионатах мира молодежной и юниорской сборных. Но ощущение безвременья было такое, что каждый, даже ожидаемый провал воспринимался болезненно, как в первый раз.

Потому и триумф в Квебеке-2008, прервавший 15-летнее отсутствие побед на ЧМ (включившее в себя лишь серебро-2002 и бронзу-2005), получился слишком эмоциональным для широкой публики — сопоставимо с выходами футболистов в полуфинал Евро-2008 и четвертьфинал домашнего чемпионата мира — 2018.

Неизвестно, как будет праздноваться следующий успех хоккеистов, но смущает то, что сегодня очередная неудача начинает восприниматься слишком буднично. Россия не побеждает на взрослых ЧМ с 2014 года. Да и там, в постолимпийском Минске, собрались соперники с составами не сильнее той сборной Канады, которой мы проиграли сейчас. Тогда же всех разделали под орех с праймовыми Овечкиным, Бобровским и Кузнецовым в составе, и забыли про домашний провал на Олимпиаде в Сочи.

На этом как отрезало. Первая сборная уже семь лет не может выиграть золото ЧМ, молодежка не дотягивается до вершины уже 10 лет, со времен легендарного триумфа в Баффало-2011, юниорская через год отсчитает 15-летие с последней победы. Отсутствие успехов было сначала незаметным. Мы постоянно находились в числе призеров, проигрывая по мелочам, в овертаймах или просто с минимальными счетами.

Но в этом году молодежка получает 0:5 от Канады, а взрослая сборная уступает в четвертьфинале родоначальникам хоккея, приехавших далеко не с Кросби и Макдэвидом в составе, а с Джастином Дэнфортом, нападающим подольского «Витязя». Таким образом, в воскресенье вечером в финале чемпионата мира в Риге играл хоккеист, нашедший работу в лучшем случае в клубе, не попавшем в плей-офф КХЛ, с очень ограниченным бюджетом. Этот же клуб из Подмосковья в мае подписал финского форварда Нико Оямяки, игравшего в финале ЧМ по другую сторону баррикад. Основной вратарь Финляндии Юхо Олкинуора еще полтора года назад играл за аутсайдера КХЛ «Адмирал», а в минувшем сезоне не всегда выигрывал в «Металлурге» конкуренцию у нашего ветерана Василия Кошечкина. А гол в финале канадцам забил Микаэль Руохомаа из провалившей сезон «Сибири».

Но такие составы оказались в Риге выше России, с полчищем игроков топ-клубов КХЛ, с самым ценным игроком плей-офф Сергеем Толчинским, лучшим снайпером Кубка Гагарина Максимом Шалуновым, а также с десятком мастеров из НХЛ. И мы уже не первый раз проигрываем решающие матчи командам со скромным кадровым ресурсом. Два года назад с минимумом игроков из НХЛ и КХЛ сборная Финляндии выбила суперзвездную Россию в полуфинале (1:0). Не только мы тогда опозорились — та же участь постигла в четвертьфинале Швецию и в финале Канаду. Но те еще недавно переживали большие победы, и не один раз, чтобы данные осечки воспринимать как закономерность.

Когда Россия в 2015 году была разгромлена Канадой (1:6) в финале ЧМ, это можно было списать на силу родоначальников хоккея с их тогдашним звездным составом. Отлететь от Сидни Кросби, Шона Кутюрье, Брэйдена Шенна, Мэттью Дюшена, Клода Жиру, Тайлера Сегина, Натана Маккиннона, Тейлора Холла и многих других было не так обидно.

Страшно то, что даже единственный успех последних лет — золото Олимпиады-2018 в Пхёнчхане, без звезд у соперников, был достигнут на соплях, едва не закончившись крахом в финале против не самой сильной Германии. Уже тогда ФХР несколько лет как получала от КХЛ удобный календарь с максимальным временным окном для подготовки, СКА уже превратился в базовый клуб, где в боевых условиях наигрывали звенья, а прямо перед олимпийским сезоном в Россию вернулось несколько игроков из НХЛ, пусть и не первого эшелона.

В итоге ключевое звено Кирилл Капризов — Павел Дацюк — Никита Гусев было собрано уже в самой Корее, а до катастрофы в финале оставалось меньше минуты. Четыре года усиленной подготовки с вбрасыванием всех возможных ресурсов не рухнули только благодаря индивидуальному мастерству Гусева, из ничего сделавшему спасительный гол, позволивший перевести игру в овертайм, где Германию удалось-таки дожать (4:3).

Но даже этот пример показывает, что успехи последних лет основаны не на системе, а на разовых озарениях отдельных лиц. В остальном же любой главный тренер (а их было уже четыре за последние четыре года) сборной получает эту работу только с аналогичной должностью в СКА. Причем непонятно, какая из этих функций у него основная. Хотя и в СМИ уже стало общим местом рассуждать о номинальности этого поста. Еще в олимпийские времена в кулуарах начали говорить, что Олег Знарок не в полной мере управляет командой, а реальное руководство постепенно уходит к вице-президенту ФХР и СКА Роману Ротенбергу, под которого даже была придумана должность Team Leader, он же глава штаба.

А в следующие после Олимпиады годы об этом начали говорить открыто. С той же регулярностью, с какой Знарок, Илья Воробьёв, Алексей Кудашов лишались своим постов как в клубе, так и в сборной. Пика эти разговоры достигли сейчас, при Валерии Брагине. Про избыточное количество игроков СКА в национальной команде даже напоминать лень. Напомним только, что питерская команда уже четыре года не только не побеждает в Кубке Гагарина, но даже не выходит в финал.

Вряд ли оргвыводы по сложившейся системе будут сделаны сейчас. Мало кто решится на кардинальные перестановки за восемь месяцев до Олимпиады. Но ключевой вопрос: кто ответит за результат в Пекине? Пока ответственность слишком размыта, чтобы рассчитывать на выход из тупика, в который зашел наш хоккей в последние годы.

Автор — спортивный обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир