Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне в пять раз увеличили «дачные» расходы по сравнению с допандемийным уровнем, говорится в исследовании аналитического проекта Tinkoff Data (есть у «Известий»). Повышенный интерес к товарам для отдыха и проживания за городом подтвердили крупнейшие ритейлеры. В 2021-м спрос на товары для комфортной жизни — обогреватели, топливные брикеты — сократился в пользу покупок для благоустройства участка и дома: фигурок для украшения клумб и семян цветов. Из-за пандемии люди переезжают в села для постоянного проживания, а также для отдыха вместо курортов, пояснили опрошенные «Известиями» эксперты, отметив, что в ближайшие годы тренд сохранится.

Все на дачу

В пандемийном 2020-м россияне увеличили траты на товары для загородных домов и участков сразу в семь раз по сравнению с предыдущим годом. В 2021-м расходы граждан в этой категории сократились в 1,5 раза, но по отношению к докоронавирусному уровню показатель выше в пять раз. Такие данные содержатся в исследовании Tinkoff Data, в ходе которого анализировалась операции более 13 млн клиентов «Тинькофф» в магазинах товаров для дома и дачи, а также гипермаркетах весной 2019, 2020 и 2021 годов.

Вместе с тем в исследовании фиксируется смещение спроса россиян с «практичных» дачных покупок к товарам для благоустройства сада и участка. Весной 2020-го в 15 раз выросли траты на топливные брикеты и уголь, в девять раз — на бассейны, в восемь раз — на бутилированную воду, в семь раз — на насосы, в четыре раза — на водонагреватели и обогреватели. Такая структура трат может свидетельствовать о том, что год назад многие граждане рассматривали загородный дом как место, где можно остаться на долгий срок и переждать локдаун, предполагают авторы отчета: сейчас спрос на эти товары упал в среднем на 15%.

дача
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

При этом, по данным Tinkoff Data, в 2021-м опережающий рост показывали категории товаров, призванных сделать дом и участок более уютными для отдыха. Дачники стали на 10% чаще покупать семена цветов, рассаду и газон, на 25% — средства по уходу за растениями, на 59% — садовые фигуры, например гномиков для украшения участков и клумб.

В текущем году «AliExpress Россия» зафиксировала рост оборота специальных наборов для рассады в 3,1 раза, подтвердил «Известиям» представитель компании. Он добавил, что в марте в два раза вырос спрос на удобрения для растений и семена от национальных продавцов. Кроме того, особой популярностью стали пользоваться биоразлагаемые мешки для рассады, посадочные контейнеры и ограничители роста корней.

В выходные с 23 по 25 апреля 2021-го по сравнению с аналогичным периодом (24–26 апреля) прошлого года в пять раз выросли продажи садового инвентаря, в 2,5 раза — различной садовой техники, оценили в Wildberries. В компании добавили, что также активно росли расходы граждан на товары для барбекю: на мангалы — в шесть раз, на шампуры и угли — в четыре раза. Для того чтобы создать обстановку курорта в загородных домах, россияне приобретали бассейны с подогревом (обороты в этой категории увеличились в три раза) и шезлонги (в 2,8 раза), оценили в Wildberries.

Штучные продажи товаров для дачи в апреле-мае 2021 года оказались на 86% выше, чем год назад, тогда как в 2020-м за тот же период показатель увеличился только на 36%, заявили в Ozon. При этом средний чек в прошлом году подскочил сразу на 57%, до 1,7 тыс. рублей, а в текущем — только на 11%, до 1,9 тыс. рублей.

— Значительно увеличить траты на дачные товары в прошлом году людей стимулировали пандемия и переезд на самоизоляцию за город. Именно тогда многие люди занялись обустройством участков и загородных домов. Например, в 2020 году весной в 2,6 раза выросли штучные продажи садовой мебели и в два раза — садового декора, на 87% — биотуалетов. А именно эти подкатегории обычно стоят дороже, чем всегда популярные садовые инструменты, химия и растения, — пояснили в Ozon.

Бассейн вместо моря

В последнее время спрос на загородные дома вырос в три-пять раз относительно допандемийного уровня, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, многие граждане в прошлом и этом году или приобрели дачу и занялись сельским хозяйством, или стали больше внимания уделять имеющимся участкам, или начали арендовать землю на лето.

Соответственно, если традиционно люди тратили больше денег на инвентарь, укрывные и посадочные материалы и удобрения, чтобы получить урожай к осени и сэкономить бюджет, то сейчас дачи стали благоустраивать: покупать мангалы, мебель, бассейны и нагреватели для длительного отдыха, отметил эксперт. Он подчеркнул, что тенденция привела к росту цен на данные категории товаров, что помогло восстановиться бизнесу в этих отраслях.

дача
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В 2021 году россияне фактически встретили годовщину пандемии и они уже неплохо адаптировались к новой реальности, констатировал аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Он отметил, что граждане, у которых есть возможность работать удаленно с дачи, стали намного охотнее тратиться на бытовые удобства. Те же, кто в очередной раз поехал отдыхать на загородный участок, имели гораздо больше возможностей потратить деньги: торговые точки открыты, доставка налажена, жизнь идет в обычном режиме, чего не было на пике локдауна в 2020 году.

— По завершении пандемии в 2022 году наверняка будет снижение дачных расходов, но они уже не никогда не вернутся на уровень 2019 года или еще ниже. Во-первых, из-за накопленной инфляции, а во-вторых, из-за слабого рубля. Когда границы откроются, зарубежные курорты окажутся недоступными значительному числу наших граждан из числа тех, кто мог себе позволить уехать в 2019-м и ранее, — полагает Валерий Емельянов.

Тренд на обустройство дачных участков сохранится в ближайшие годы, ожидает инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин, однако по мере нормализации эпидемиологической обстановки и открытия границ будет возрастать доля затрат на курортный отдых.

Прямой эфир