Сетевой сервис: как россиян защитят от телефонных обманов
Сервис «Антимошенник» для мобильного приложения МВД, который должен защитить граждан от обманов по телефону, разработают к концу года. Как он будет работать и действительно ли поможет в борьбе со злоумышленниками – в материале «Известий».
Тревожный звонок
О том, что для мобильного приложения МВД, через которое пока можно лишь получить данные о разыскиваемых преступниках и экстренно вызвать полицию, собираются разработать сервис «Антимошенник», стало известно в феврале. Тогда министерство объявило тендер на доработку приложения в размере 63 млн руб., о чем сообщал «Коммерсант».
Как выяснилось сейчас, контракт с разработчиком заключили в конце марта, о чем ТАСС сообщили в пресс-центре МВД. Теперь стоимость работ оценивается в 45 млн руб., а их окончание запланировано на 25 декабря 2021 года.
Сервис будет сообщать пользователю телефона, на котором установлено приложение, о том, что ему звонят или отправляют сообщения с номера, который ранее использовался для совершения противоправных действий. При звонке с неизвестного номера «Антимошенник» сопоставит его со списком злоумышленников, который имеется в распоряжении полиции, и отправит соответствующее предупреждение. Такие телефоны можно будет заблокировать.
Кроме того, в приложении появится «белый список». Туда можно будет самостоятельно занести номера, которые не надо проверять и блокировать.
Постоянное обновление
Инициативу МВД по созданию мобильного сервиса поддержали в Госдуме. По словам члена комитета по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошева, создание мобильного сервиса - очень важная процедура, так как «фантазия телефонных мошенников безгранична».
— Они используют любые направления — начиная от здравоохранения и заканчивая любыми видами платежей. Это очень серьезный мошеннический бизнес, - приводит слова Шхагошева RT. - Этому сервису даже тогда, когда он начнет работу, необходимо будет обновляться постоянно. Телефонные мошенники будут каждый день придумывать, используя современные цифровые технологии, различные мошеннические схемы.
Дай миллиард
Проблема телефонных мошенничеств усугубляется год от года, а в период пандемии деятельность аферистов приобрела невиданный размах.
За 2020 год, по подсчетам аналитиков BrandMonitor, проанализировавших данные ВЦИОМ, злоумышленники заработали на телефонных обманах порядка 150 млрд рублей. Почти половина этой суммы приходится на фиктивных банковских служащих. За один раз они умудряются получить с карт собеседников в среднем около 27 тыс. руб. при операциях через банкоматы - около 15 тыс. рублей.
Так, на днях лишился сразу 600 тыс. руб. 61-летний житель Орска. Он рассказал, что ему позвонил неизвестный, представившийся сотрудником банка, и сообщил: кто-то пытается оформить на вас кредит. Пострадавшему было предложено взять займ самостоятельно и перевести все средства на безопасный счет. После выполнения всех инструкций он понял, что с деньгами попрощался.
Нередко такие колл-центры образуются в местах лишения свободы. Для решения этой проблемы в феврале нынешнего года был принят закон о блокировке сотовой связи в тюрьмах. В соответствии с ним, сотовые операторы должны прекратить обслуживать определенные номера абонентов, если получат соответствующие заявления от руководителя исправительного учреждения. За попытку пронести в тюрьму телефон предусмотрена административная ответственность.
Часто граждане сами упрощают мошенникам задачу. По словам руководителя группы исследований безопасности банковских систем Positive Technologies Максима Костикова, в последнее время участились утечки банковской информации со сведениями о картах и персональными данными клиентов. Этому способствуют использование клиентами номера телефона или других открытых данных в качестве логина для входа в мобильный банк. Также преступники перехватывают смс-сообщения, после чего могут изменить аутентификационные данные клиента.
Самыми же разорительными для россиян оказываются разговоры с псевдомедиками, которые с помощью одного звонка могут выманить более 50 тыс. рублей. За год общий объем финансового ущерба, причиненного обманутым пациентам, составил 46,5 млрд рублей.
18,6 млрд руб. в 2020-м принесли мошенникам фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины. Рассказывая о преступных схемах работы в этой сфере, эксперт по информационной безопасности Григорий Пащенко отмечал, что главной целью лиц, выдающих себя за сотрудников интернет-магазинов, является выманивание персональных данных и номера банковской карты. Даже если магазин реальный, злоумышленникам нередко удается получить информацию о заказе от недобросовестных работников компании. Самым надежным способом подстраховки он назвал самостоятельный звонок в магазин для подтверждения заказа или способа оплаты.
Еще один распространенный способ обмана – представиться другом попавшего в трудную ситуацию родственника, когда из-за нахлынувших эмоций или усыпления бдительности способность мозга к анализу отключается. Так, задержанный на днях в Иркутской области телефонный мошенник рассказал о том, как обманывал людей. В разговоре он представлялся дальним родственником или знакомым случайной жертвы и рассказывал, что у него возникли сложности на автозаправке. После этого он просил перевести сотруднику АЗС 2-4 тыс. рублей. Так как сумма была не слишком большая, многие соглашались помочь знакомому, которого так и не смогли вспомнить. Получив деньги, тот немедленно исчезал.