Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Поддать газу: зачем общественный транспорт в России переводят на СПГ

Петербург уже заказал больше двух сотен экологически чистых автобусов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Санкт-Петербург получит 250 автобусов «ЛиАЗ-5292» на сжиженном природном газе (СПГ). Серийный выпуск новой модели Ликинского завода начался в марте 2021 года. Транспорт оснащен криобаком на 375 л, способен проехать 300 км без дозаправки и рассчитан на 111 пассажиров. С его поставкой Северная столица станет обладателем самого большого в России парка автобусов на сжиженном газе. В чем их преимущество — в материале «Известий».

Больше газа

Автобусы «ЛиАЗ-5292» привезут в Петербург до декабря. Новая модель сохранила все преимущества базовой низкий уровень пола, просторную площадку и систему книлинг (наклон кузова в сторону остановки). В машинах установят кондиционеры, USB-зарядки, камеры видеонаблюдения, навигатор ЭРА-ГЛОНАСС, электронные маршрутоуказатели и табло с бегущей строкой. Они удобны и для маломобильных пассажиров: есть специальная механическая аппарель для въезда на инвалидной коляске, в салоне выделено просторное место с кнопкой для связи с водителем.

Но главное преимущество «ЛиАЗ-5292» — работа на сжиженном природном газе. Топливо хранится в криобаке объемом 375 л. Это позволяет автобусу ехать без дозаправки более 300 км. Технологии поддерживают постоянную температуру газа — 160 градусов: погодные условия в разные времена года на него не влияют.

В криобаке безопасное давление — всего 19 атмосфер. При необходимости его можно быстро и без затруднений проверить или починить. На CNG-автобусах баллоны находятся на крыше, а у «ЛиАЗ-5292 LNG» — в заднем свесе, поэтому снимать емкости не нужно.

По словам вице-президента по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николая Одинцова, компания предложила Петербургу комплексное решение: компания может обеспечивать не только поставку машин, но и вести сервисное обслуживание на протяжении всего жизненного цикла.

— В этом случае парк концентрируется исключительно на эксплуатации автобусов, а всю техническую подготовку мы готовы взять на себя. И еще один важный аспект — это строительство газовых заправок: в сотрудничестве с нашим партнером, компанией «РМ КПГ», мы готовы реализовать для Санкт-Петербурга эффективные заправочные решения, — пояснил он.

Власти Северной столицы рассчитывают, что не меньше половины всех автобусов города будет работать на газе.

— Для нас как для заказчика транспортной работы использование газомоторной техники — это экологично и более экономично. С точки зрения топлива для эксплуатанта это дешевле, что позволяет нам экономить затраты бюджета, — сказал глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков.

Меньше выбросов

У автобусов на сжиженном газе много преимуществ. Во-первых, топливо стоит дешевле.

Во-вторых, газ позволяет увеличить срок службы двигателя в полтора раза. Чистый состав топлива при сгорании не только не образует отложений в моторе, но и не смывает масляную пленку со стенок цилиндров. За счет этого уменьшается трение, и агрегат изнашивается не так быстро. Детонации в цилиндрах тоже не возникает, поэтому нагрузка на элементы и узлы цилиндропоршневой группы снижается.

В-третьих, газ экологичнее. В нем нет твердых частиц и сернистых соединений, из которых состоит смог. Кроме того, можно существенно снизить выбросы оксидов азота, тяжелых углеводородов и угарного газа.

В этом отношении с автобусами на сжиженном газе конкурируют электробусы — другая экологически чистая технология. В Москве она набирает популярность: в парках столицы уже более 600 машин, и это оправданно: в городе на линии одновременно выходят около 6,5 тыс. автобусов, поэтому важно максимально снизить выбросы и уменьшить шум.

Электробусы удобны и в небольших курортных городах, но они дороже по стоимости и эксплуатации: компоненты электросистемы закупаются из-за рубежа, необходимы зарядные станции, а для них в свою очередь — генерация энергии.

Надежнее работа

Преимущества газомоторной техники делают его наиболее перспективным видом транспорта для массового распространения в регионах. В России есть все технологии, чтобы расширить его использование. Кроме того, в применении топлива заинтересовано государство. В марте правительство России утвердило долгосрочную программу развития крупнотоннажного СПГ.

— За 15 лет мощности по производству сжиженного природного газа должны вырасти в три раза. Для этого будут созданы привлекательные условия для инвесторов, которые реализуют проекты в этой сфере, а также в смежных отраслях. Кроме того, будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования, чтобы стимулировать более широкое использование отечественных технологий в газовой отрасли, — сказал премьер-министр страны Михаил Мишустин.

Он добавил, что одновременно с ростом производства СПГ планируется создать базу для увеличения его потребления. Это касается и газомоторного транспорта.

Первой компанией, сертифицировавшей автобусы на сжиженном газе и начавшей их серийное производство, стала «Группа ГАЗ». Создание экологичной и экономичной газомоторной техники началось на предприятиях «Группы ГАЗ» более 10 лет назад в рамках программы обновления модельного ряда, запущенной по инициативе промышленника Олега Дерипаски.

Сегодня это единственный производитель, который может предложить полную линейку экологически чистого транспорта, работающего на сжатом природном газе, — от малого до особо большого класса вместимости. В модельном ряду есть городские, пригородные и туристические автобусы на природном газе.

Каждую модель испытывают на надежность и безопасность — на полигонах, в сложном рельефе и реальных маршрутах.

Сейчас в России около 400 тыс. автобусов — почти половина из них старше 15 лет. Это уровень выхлопов Евро-0, Евро-1 и Евро-2, тогда как в России действует Евро-5, а в европейских странах — Евро-6. Старые машины постоянно требуют ремонта, расходуют много топлива и неудобны для пассажиров. В этих условиях автобусы на природном газе — самый эффективный и доступный вариант обновления парков.

Читайте также
Прямой эфир