Украинская сторона продолжает настаивать на встрече президентов Владимира Путина и Владимира Зеленского. Около двух недель назад такая идея возникла, конечно, у американских кураторов, которые не были заинтересованы в масштабной войне в Донбассе. Как следствие, руководитель офиса главы Украины Андрей Ермак отправил в Москву запрос с целью обсуждения «эскалации на юго-востоке». Парадокс этой ситуации заключается в том, что Россия не является стороной конфликта, поэтому не собирается обсуждать эту проблему с Киевом на двусторонней основе. Для разрешения кризиса создан «нормандский формат» переговоров, участниками которого помимо РФ и Украины выступают Германия и Франция. В феврале 2015 года на заседании именно в этом формате был принят комплекс мер по выполнению минских соглашений, известный как «Минск-2».
Более того, всю ответственность за эскалацию вооруженного конфликта в Донбассе несет киевская власть. Она в очередной раз проявила свою недоговороспособность ввиду наращивания там группировки своих войск и многочисленных нарушений режима прекращения огня, что привело к жертвам, в том числе среди местного населения Донецкой и Луганской народных республик (ДНР, ЛНР).
Первоначально Владимир Зеленский предложил Владимиру Путину встретиться в «любой точке Донбасса, где идет война», якобы для лучшего понимания ситуации. Ответ российской стороны был очевиден: сначала президенту Зеленскому нужно встретиться с главами самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а лишь затем в Москве с Владимиром Путиным, но для обсуждения проблем двусторонних отношений, а не ситуации в Донбассе, которая не имеет к РФ прямого отношения. Потом появились и такие «идеальные» места для переговоров, как, например, Ватикан.
19 апреля состоялась видеоконференция политических советников лидеров стран «нормандского формата». Они лишь затронули вопрос соблюдения перемирия на линии соприкосновения противоборствующих сторон в Донбассе, но конкретных договоренностей не достигли. При этом украинский представитель категорически отказался даже обсуждать механизм привлечения к ответственности виновных за нарушение режима прекращения огня. Представители же Германии и Франции предложили безадресное декларативное политическое заявление о приверженности указанному режиму. Это еще раз подтверждает тот факт, что именно Киев инициировал обострение ситуации в Донбассе, а Берлин и Париж больше имитируют переговорный процесс. В результате, как отметил представитель российской стороны — заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак, «более чем трехчасовые переговоры закончились безрезультатно».
Не вызывает сомнений тот факт, что возможная встреча президентов вне «нормандского формата» переговоров отвечает лишь американским и украинским интересам. Вашингтон и Киев вновь пытаются выставить Москву как сторону вооруженного конфликта в Донбассе и препятствуют реализации соглашений «Минск-2». Американские эксперты предлагают вообще отказаться от этих соглашений и расширить «нормандский формат» за счет США. Все это противоречит российским национальным интересам по следующим причинам.
Во-первых, Вашингтон полностью определяет позицию украинского руководства по Донбассу. Масштабная американская помощь ВСУ способна изменить баланс сил на линии фронта, но пока она носит ограниченный характер и выражается больше в обучении военнослужащих, чем в поставке им современных вооружений. И только США потенциально способны создать на Украине свою военную базу и пролоббировать вступление этого государства в НАТО. Поэтому по урегулированию ситуации в Донбассе придется договариваться Владимиру Путину и главе США Джо Байдену в рамках возможной двусторонней встречи в июне. Основанием для возможного диалога по этой проблеме служит то, что американцы не собираются за Украину воевать.
Во-вторых, «нормандский формат» переговоров базируется на соглашениях «Минск-2». К этому американцы не имеют прямого отношения, поэтому расширение состава его участников не подкреплено серьезными основаниями. При администрации Байдена влияние Вашингтона на Берлин и Париж и так значительно выросло. В то же время России отказываться от указанного формата нецелесообразно как в интересах сохранения соглашений, так и поддержания на нынешнем уровне взаимоотношений в военно-политической сфере с Германией и Францией.
Следовательно, не отказываясь от самой возможности встречи на высшем уровне между РФ и Украиной, Москва желает как минимум отложить такую встречу на неопределенный срок. Одновременно она продолжает работать по этой проблеме с Берлином и Парижем в рамках «нормандского формата» и Вашингтоном на двусторонней основе.
Автор — заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора