Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Вор должен сидеть в Сети

Обозреватель «Известий» Сергей Сычёв — о неоднозначной идеологии комикс-блокбастера «Майор Гром: Чумной доктор»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышел долгожданный фантастический экшен, в который не слишком верили профессионалы, но очень ждали тысячи подростков, фанаты комиксов отечественного издательства Bubble. О Майоре Громе уже вышло несколько томов, один из которых как раз посвящен народному мстителю Чумному доктору и его бесславному концу.

Наша киноиндустрия идет по пятам американской, и, конечно, очень важно для бизнеса иметь долгоиграющую красочную франшизу по комиксам — или хотя бы имитирующую таковую, как это было в «Черной молнии» и «Защитниках». Те попытки были скорее провальными, да и «Майора Грома» абсолютным успехом считать трудно. Но то, что можно увидеть сейчас на всех экранах страны, — результат тем не менее очень серьезный и, что немаловажно, нестыдный.

Снял фильм Олег Трофим, режиссер рекламы, дебютировавший в кино несколько лет назад со спортивной мелодрамой «Лед». Благодаря его профессиональному мастерству, равно как и цехам художников, костюмеров, хореографов, каскадеров, специалистов по компьютерной графике и т.д., «Майор Гром» выглядит великолепно. Сюжет идеально вписан в Петербург, и когда Гром на мусоровозе раскурочивает половину Дворцовой площади, это не кажется натужным допущением. Город с его мостами, парадными, киосками с шавермой и старинными зданиями под снос, стал полноправным участником действия. Поскольку ближайший «собрат» этого блокбастера — «Бэтмен», то Питер тут — пародия на Готэм, город порока, коррупции, беспомощности полиции, домашнего насилия и очень черного юмора.

Трофим остроумно вводит клиповые элементы: пролог мы смотрим в четырех разных версиях, где в трех Гром погибает. Это флэшфорварды: майор планирует свои действия, видит результат и поступает по-другому. Сам майор — помесь Глеба Жеглова, Слэджа Хаммера и Данилы Багрова. Яркий питерский следователь с самой высокой раскрываемостью преступлений, он беден, честен, жесток, грубоват. Говорит, как и Данила, слегка в нос, с прибаутками и наивным правдорубством. Он не супергерой, но все его уважают. Самое трагическое в его образе — отсутствие двери в туалете огромной холостяцкой квартиры-лофта. Потому что никто к Грому не ходит, да он и не зовет.

Жить в Питере-Готэме невыносимо. Но вот объявляется некий Чумной доктор, который буквально выжигает пороки вместе с их носителями. Сначала сынок олигарха, безнаказанно сбивший девочку. Потом директорша крупного банка, обманывающая вкладчиков. Владелец крупной свалки, загрязняющей город. Устроитель казино, снесший ради него исторический памятник. Чумной доктор убивает сначала поодиночке, а потом и семьями, потому что «сынки» и «жены» продолжат дела «отцов». У Доктора популярный блог в соцсети «Вместе», у него уже много сторонников, но майор ведет розыск. Он сам убежден, что «система сгнила», но всё равно надо быть встроенным в нее, а Доктор для майора — просто убийца-маньяк.

Главный подозреваемый — списанный с Павла Дурова основатель сети «Вместе» Сергей, молодой гений-филантроп, одержимый идеями всеобщих свободы и равноправия, да еще и бесплатных. Раз зовет к свободе — значит, преступный гений, подспудно читаем мы. Тем более у Сергея подозрительно тесная связь с неким Олегом, да и с Доктором тоже. Доктор, кстати, сравнивает себя с Бэтменом, только говорит, что он круче, потому что тот не убивал людей.

В столкновении Майора с Доктором сценарий фильма начинает буксовать, а актеры, которым дали персонажей-масок, без глубины и конфликта, растерянно пытаются его преодолеть. Гром — симпатяга-мент. Его напарник Дубин — педантичный «зумер», но лояльный, его берем. Следователь из Москвы, хоть и с противной улыбкой, тоже свой. Симпатичная журналистка коварна, но готова помогать и дружить — садись в лодку. Все они хорошие ребята, но за ними нет ни суровой первобытной справедливости, к которой призывает Доктор, ни внутренней драмы, которая бы их поступки оправдала. Им просто хочется, чтобы всё было по закону, даже если ради этого придется его нарушить: погоны позволяют. Утопист Доктор на их фоне кажется куда более проработанным персонажем, но протагонист всё же должен соответствовать антагонисту, иначе все симпатии окажутся, как и в альтернативном Питере, на стороне Доктора.

Вся идеология «Майора Грома» охранительная, консервативная. «Свобода слова — это трибуна маньяку с микрофоном», — говорит положительный персонаж. «В тюрьму захотел?» — спрашивает Гром мальчишку, который в отчаянии хочет мстить за сестру. Весь посыл фильма в том, что такие, как Гром, сами разберутся, а людям, народу, нужно просто смириться и тихо ждать спасения. Как раз этот не слишком аргументированный пафос отличает «Майора» от «Мстителей» или DC, а вовсе не количество спецэффектов или старая кожаная куртка Грома.

У «Майора» две сцены после титров, как полагается, и продолжение, похоже, следует.

Автор — кандидат филологических наук, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир