В российский прокат вышел долгожданный фантастический экшен, в который не слишком верили профессионалы, но очень ждали тысячи подростков, фанаты комиксов отечественного издательства Bubble. О Майоре Громе уже вышло несколько томов, один из которых как раз посвящен народному мстителю Чумному доктору и его бесславному концу.
Наша киноиндустрия идет по пятам американской, и, конечно, очень важно для бизнеса иметь долгоиграющую красочную франшизу по комиксам — или хотя бы имитирующую таковую, как это было в «Черной молнии» и «Защитниках». Те попытки были скорее провальными, да и «Майора Грома» абсолютным успехом считать трудно. Но то, что можно увидеть сейчас на всех экранах страны, — результат тем не менее очень серьезный и, что немаловажно, нестыдный.
Снял фильм Олег Трофим, режиссер рекламы, дебютировавший в кино несколько лет назад со спортивной мелодрамой «Лед». Благодаря его профессиональному мастерству, равно как и цехам художников, костюмеров, хореографов, каскадеров, специалистов по компьютерной графике и т.д., «Майор Гром» выглядит великолепно. Сюжет идеально вписан в Петербург, и когда Гром на мусоровозе раскурочивает половину Дворцовой площади, это не кажется натужным допущением. Город с его мостами, парадными, киосками с шавермой и старинными зданиями под снос, стал полноправным участником действия. Поскольку ближайший «собрат» этого блокбастера — «Бэтмен», то Питер тут — пародия на Готэм, город порока, коррупции, беспомощности полиции, домашнего насилия и очень черного юмора.
Трофим остроумно вводит клиповые элементы: пролог мы смотрим в четырех разных версиях, где в трех Гром погибает. Это флэшфорварды: майор планирует свои действия, видит результат и поступает по-другому. Сам майор — помесь Глеба Жеглова, Слэджа Хаммера и Данилы Багрова. Яркий питерский следователь с самой высокой раскрываемостью преступлений, он беден, честен, жесток, грубоват. Говорит, как и Данила, слегка в нос, с прибаутками и наивным правдорубством. Он не супергерой, но все его уважают. Самое трагическое в его образе — отсутствие двери в туалете огромной холостяцкой квартиры-лофта. Потому что никто к Грому не ходит, да он и не зовет.
Жить в Питере-Готэме невыносимо. Но вот объявляется некий Чумной доктор, который буквально выжигает пороки вместе с их носителями. Сначала сынок олигарха, безнаказанно сбивший девочку. Потом директорша крупного банка, обманывающая вкладчиков. Владелец крупной свалки, загрязняющей город. Устроитель казино, снесший ради него исторический памятник. Чумной доктор убивает сначала поодиночке, а потом и семьями, потому что «сынки» и «жены» продолжат дела «отцов». У Доктора популярный блог в соцсети «Вместе», у него уже много сторонников, но майор ведет розыск. Он сам убежден, что «система сгнила», но всё равно надо быть встроенным в нее, а Доктор для майора — просто убийца-маньяк.
Главный подозреваемый — списанный с Павла Дурова основатель сети «Вместе» Сергей, молодой гений-филантроп, одержимый идеями всеобщих свободы и равноправия, да еще и бесплатных. Раз зовет к свободе — значит, преступный гений, подспудно читаем мы. Тем более у Сергея подозрительно тесная связь с неким Олегом, да и с Доктором тоже. Доктор, кстати, сравнивает себя с Бэтменом, только говорит, что он круче, потому что тот не убивал людей.
В столкновении Майора с Доктором сценарий фильма начинает буксовать, а актеры, которым дали персонажей-масок, без глубины и конфликта, растерянно пытаются его преодолеть. Гром — симпатяга-мент. Его напарник Дубин — педантичный «зумер», но лояльный, его берем. Следователь из Москвы, хоть и с противной улыбкой, тоже свой. Симпатичная журналистка коварна, но готова помогать и дружить — садись в лодку. Все они хорошие ребята, но за ними нет ни суровой первобытной справедливости, к которой призывает Доктор, ни внутренней драмы, которая бы их поступки оправдала. Им просто хочется, чтобы всё было по закону, даже если ради этого придется его нарушить: погоны позволяют. Утопист Доктор на их фоне кажется куда более проработанным персонажем, но протагонист всё же должен соответствовать антагонисту, иначе все симпатии окажутся, как и в альтернативном Питере, на стороне Доктора.
Вся идеология «Майора Грома» охранительная, консервативная. «Свобода слова — это трибуна маньяку с микрофоном», — говорит положительный персонаж. «В тюрьму захотел?» — спрашивает Гром мальчишку, который в отчаянии хочет мстить за сестру. Весь посыл фильма в том, что такие, как Гром, сами разберутся, а людям, народу, нужно просто смириться и тихо ждать спасения. Как раз этот не слишком аргументированный пафос отличает «Майора» от «Мстителей» или DC, а вовсе не количество спецэффектов или старая кожаная куртка Грома.
У «Майора» две сцены после титров, как полагается, и продолжение, похоже, следует.
Автор — кандидат филологических наук, обозреватель «Известий»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора