Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Военная привычка

Эксперт клуба «Валдай» Максим Сучков — о политике Джо Байдена на Ближнем Востоке
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Ближний Восток — это место, где правила Лас-Вегаса не работают: что происходит на Ближнем Востоке, не остается на Ближнем Востоке». Эти слова Дэвида Петреуса, многолетнего командующего силами США и союзников в Ираке и Афганистане, а потом и директора ЦРУ — не просто красивая производная от слогана города Лас-Вегас «что происходит в Вегасе, остается в Вегасе». Это назидание политическому руководству США — республиканцам и демократам — о том, что события в этом сложном регионе зачастую имеют последствия, выходящие далеко за его географические рамки. Это и совет Вашингтону — подходить к принятию решений в отношении Ближнего Востока более взвешенно. Именитый генерал, который воплощал в жизнь политические решения вашингтонских политиков на просторах Ирака и Афганистана, вкладывал в эту метафору глубокий смысл.

Дональд Трамп понимал эту фразу на свой манер — не стоит лезть на Ближний Восток вообще, где зыбучие пески конфликтов, коррупции и социальной неустроенности бесконечно поглощают жизни американских солдат и ресурсы, которые США бы пригодились в противостоянии с Китаем. Петреус вошел в шорт-лист кандидатов Трампа на пост госсекретаря и даже приезжал на «просмотр» в Trump Tower в Нью-Йорке. Должность в итоге досталась Рексу Тиллерсону, но Петреусу удалось продвинуть многих своих протеже в СНБ 45-го президента США.

Довольно скоро, впрочем, выяснилось, что Трамп оказался единственным, кто хотел немедленного ухода из Сирии. В то время как одни его подчиненные убеждали, что американская стратегия должна быть исключительно контртеррористической, а другие настаивали на более комплексном подходе, который включал сдерживание Ирана и давление на Башара Асада.

Для сторонников варианта «остаться» приоритетом было недопущение победы геополитических противников, включая Россию, путем сохранения позиций Америки «на земле». Для этой группы политиков и бюрократов залог победы в международных отношениях — в силовом доминировании Америки в региональных конфликтах. Трамп, как главный сторонник варианта «уйти», путь к американскому первенству видел в поиске вариантов снижения рисков политических и финансовых вложений при максимальной окупаемости. Одновременно ему хотелось решить важную для себя политическую задачу — укрепить собственные позиций среди консервативного электората через последовательное выполнение своих обещаний. Покинуть горячие точки на карте Ближнего Востока Трампу так и не удалось. Зато удалось не создать новые — впечатляющий результат, учитывая опыт ближневосточной политики предшественников и частых искушений для республиканской администрации ввязаться в «горячую войну» с Ираном или Сирией.

Тем не менее завет Петреуса Трамп нарушил, но, скорее, в позитивном смысле. «Соглашения Авраама» между Израилем и рядом арабских государств стали попыткой изменить систему координат ближневосточной политики, а последствия этого процесса еще какое-то время будут расходиться кругами за пределы региона.

Запущенная Байденом программа «реновации» внутренней и внешней политики США предполагает демонтаж декоративных элементов стиля Трампа, но не обязательно самой несущей конструкции.

В период холодной войны внешняя политика США на Ближнем Востоке фактически базировалась на трех императивах: не допустить доминирования в регионе СССР или любой другой державы кроме США; гарантировать безопасность Израиля; обеспечить бесперебойность поставок углеводородов Персидского залива. В постбиполярный период к этому добавятся еще проблематика нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и борьба с терроризмом. Впрочем, некоторые исследователи полагают их производными от всё тех же трех установок.

Нельзя сказать, что даже внутри стратегической рамки американская политика в отношении Ближнего Востока на протяжении всего этого периода не подвергалась изменениям. В частности, стратегия «столпов-близнецов» (twin pillar), которой придерживался Вашингтон до исламской революции в Иране в 1979 году и которая предусматривала значимую роль Тегерана и Эр-Рияда в охране Персидского залива от Советского Союза и дружественных Москве режимов, при Клинтоне сменилась на «стратегию двойного сдерживания» (dual containment) Ирака и Ирана.

Однако сами императивы начали всерьез изменяться только в последние два десятилетия. Теракты 11 сентября, последующие вторжения в Афганистан и Ирак, «арабская весна», углубление саудовско-иранского противостояния, сланцевая революция и социально-политический раскол в самих США — эти разномастные факторы подвергли эрозии уверенность рядовых американцев и инициативных политиков-аутсайдеров в необходимости следовать прежнему курсу в отношении Ближнего Востока.

США сами стали мировыми лидерами по добычи нефти и не зависят, как раньше, от поставок углеводородов из Персидского залива. Необходимость поддержки безопасности Израиля пока актуальна, но межпартийный консенсус по этой теме с каждым годом слабее. Бороться с угрозами терроризма всё чаще предлагается посредством укрепления границы и ужесточением миграционного контроля — для всего остального есть разведка и спецоперации с участием беспилотников и иных автоматизированных систем.

Желающих сместить США на пьедестале регионального гегемона хватает, но ресурсов для решения массы проблем ни у кого нет. Да и сами американцы не прочь переложить на «страждущих силы и престижа» часть ответственности за ряд направлений, где политические и иные дивиденды для США [больше] не очевидны. Все эти вопросы регулярно обсуждаются на ведущих экспертных площадках, публикуются в ключевых политических изданиях, признаются политико-формирующими кругами. Еще недавно ратовать за необходимость сокращения присутствия США в регионе считалось уделом маргиналов, но сегодня всё больше звучит в мейнстриме.

И всё же конкретные решения влиятельных кругов пока не поспевают за интеллектуальной дискуссией вокруг роли и места Ближнего Востока для США. Великодержавные амбиции, соображения престижа, политическая инерция, некоторые вопросы безопасности, доходность Ближнего Востока для американского военно-индустриального комплекса, вожжи лоббистских усилий самих ближневосточных элит и другие факторы не позволяют порвать с традицией ручного контроля над нестабильным регионом. Опасаясь «вакуума безопасности», который может возникнуть с немедленным уходом США из Афганистана, Ирака и Сирии, сокращением финансовой помощи одним союзникам и послаблением союзнических обязательств перед другими, Вашингтон как будто не заметил, как погрузился в «вакуум смыслов».

Трамповские «соглашениям Авраама» выглядят здесь исключением из правила. Похоже, администрация Байдена воспользуется плодами этой политики, но не похоже, что сама готова мыслить и действовать в таком же креативном ключе. По крайней мере, подходы команды Байдена к Сирии, иранской ядерной программе, израильско-палестинскому вопросу в этом не убеждают. Замирения в Ливии и Йемене после многих лет провалов и гуманитарной катастрофы могут стать успехом американской дипломатии, но пока говорить об этом преждевременно.

Советник Байдена по национальной безопасности Джон Салливан еще в период прошлой избирательной гонки дал понять, что на Ближнем Востоке Штатам предстоит одновременно разбираться с тремя крупными вызовами: коллапсом государственности, подъемом исламистского фундаментализма и геополитическим противостоянием Саудовской Аравии и Ирана. Он добавил, что ключом к решению первых двух проблем видит решение третьей в виде выработки некого modus vivendi между Эр-Риядом и Тегераном. Пока прошло мало времени, но нельзя сказать, что и по этому вопросу старт администрации впечатляет.

А вот характер и масштабы разворачивающейся борьбы США с Китаем как раз впечатляют. Вполне может статься, что Ближний Восток постепенно затянет в воронку американо-китайской конфронтации, и тогда сама аналитическая призма в отношении Ближнего Востока в Америке изменится. Пока же сверхзадачей США в регионе на ближайшие четыре года представляется поиск приемлемых решений сохранения собственного влияния на региональные дела при снижении общего интереса к этим делам и ревизии вовлеченности в них.

Автор — эксперт клуба «Валдай», директор Центра перспективных американских исследований ИМИ МГИМО МИД России. Эксперт принимает участие в Х Ближневосточной конференции клуба «Валдай», которая проходит 30–31 марта в Москве

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир