Реформа таможенного регулирования не закончилась введением комплексной пошлины с демпферным механизмом на вывоз зерна. Следующим в очереди продовольственным товаром стало подсолнечное масло — правительство уже одобрило разработанный Минэкономразвития механизм. В своем базовом принципе он в целом аналогичен зерновому. Хотя депфирующие пошлины — довольно прогрессивный вид сбора, остается вопросом, можно ли зарегулировать ими всю торговлю.
В условиях современной экономики странам невозможно изолироваться от внешнего мира и процессов, происходящих на глобальных товарных рынках. Мировые цены, аккумулирующие в себе все эти процессы, оказывают существенное воздействие не только на стоимость экспортируемой и импортируемой продукции, но и на отечественный прилавок. Пандемия, локдаун, разрывы хозяйственных связей и остановка многих производств повлияли на динамику мировых цен в прошедшем году и продолжат в этом.
Котировки основных групп продовольственных товаров (сахар, зерновые культуры, растительные масла, молочная продукция) растут с весны прошлого года.
Специальный индекс, рассчитываемый Всемирной продовольственной организацией (ФАО), достиг в феврале максимального среднемесячного значения с июля 2014 года, а средний уровень цен на растительные масла стал наибольшим с апреля 2012 года.
Высокие мировые цены выгодны для отечественных экспортеров, получающих в этом случае дополнительную прибыль, причем низкий курс национальной валюты только повышает конкурентоспособность на внешних рынках. Но рост объемов экспорта зачастую приводит к сокращению физического объема товара, поставляемого отечественному потребителю.
В результате внутренние цены на товары растут, что способствует повышению затрат и стоимости продукции, изготавливаемой на их основе. Именно этот сценарий мы наблюдаем на рынках растительного масла, пшеницы, сахара.
Экспортная таможенная пошлина — регулятор обмена результатами труда между отечественными производителями и зарубежными потребителями продукции.
Таможенные пошлины неразрывно связаны с ценообразованием на внутреннем рынке. Изменяя уровень ставки, государство может воздействовать на объемы товаров, которые экономически выгодно реализовывать на внешних рынках. В свою очередь объемы экспорта влияют на уровень национальных (как оптовых, так и розничных) котировок. Поэтому государственная политика в области таможенных пошлин должна применяться в зависимости от того, в какой степени ценовое стимулирование обеспечивает развитие национальных производителей и поддержание социальной стабильности в обществе.
Введение демпферного механизма при экспорте продовольственных товаров направлено в первую очередь на сглаживание воздействия колебаний мировых цен на отечественный рынок. Введение количественных квот и экспортных пошлин на зерновые позволило сдержать темпы роста внутренних цен на эти товары в феврале-начале марта. Даже Всемирная продовольственная организация отметила снижение оптовых цен на пшеницу в России.
Котировки на основные группы продовольствия на мировых рынках продолжают расти, и пока прогнозы дальнейшей их динамики неутешительны. В этих условиях государству, возможно, придется рассматривать введение аналогичного механизма регулирования экспорта и для других продовольственных товаров.
Но, как от любого лекарства, от демпфера возможны побочные эффекты: сегодняшнее снижение темпов продовольственной инфляции посредством ограничения экспорта может в следующем сельскохозяйственном году проявиться в сокращении посевов отдельных культур или в снижении производства продукции. Следовательно, уменьшится предложение на внутреннем рынке, и цены вырастут. В этих условиях необходимо тесное взаимодействие государства с аграриями и производителями продовольственных товаров при обсуждении мер таможенно-тарифного регулирования экспорта и его возможных последствий.
Для поддержки отечественных производителей необходим стабильный платежеспособный спрос со стороны населения. Наиболее действенной мерой представляется адресная поддержка тех потребителей, чьи доходы в результате пандемии снизились в наибольшей степени.
Автор — доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции