Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В 2020 году активность кибермошенников выросла на 88%

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В пандемийный 2020 год количество атак на счета клиентов кредитных организаций выросло на 88% по сравнению с 2019-м. Во многом это связано с переходом в дистанционный формат банковского обслуживания, торговли, а также господдержки. Такие данные приводятся в обзоре ЦБ о кибератаках в кредитно-финансовой сфере в 2019–2020 годах.

В 2019–2020 годах злоумышленники использовали телефонную связь как канал воздействия на предполагаемою жертву в 84% случаев. Около 16% произошедших инцидентов связано с получением гражданами мошеннических СМС (15%) или сообщений в различных мессенджерах (1%), чаще всего это WhatsApp и Viber.

За 2020 год ФинЦЕРТ направил на блокировку операторам связи около 26,4 тыс. телефонных номеров, что превышает показатель предыдущего года на 86%, причем в большинстве случаев (71%) мошенники использовали городские номера, что создает большую иллюзию, что звонок поступает именно из банка или госучреждения.

ФинЦЕРТ провел анализ характера звонков, кем представляются злоумышленники при звонках гражданам. Выяснилось, что в большинстве случаев (порядка 57%) — сотрудниками службы безопасности той или иной финансовой организации, а также просто сообщают, что звонят из кредитной организации, обслуживающей счет гражданина (41% случаев). С конца 2020 года ФинЦЕРТ также наблюдает существенный рост числа инцидентов, связанных со звонками злоумышленников от имени сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, активно распространялась и схема, связанная с продажей или перепродажей товаров через популярные «доски объявлений», прежде всего «Авито».

Как подчеркивается в обзоре ЦБ, условия пандемии коронавируса способствовали росту количества мошеннических сайтов в кредитно-финансовой сфере. Данный рост обусловлен увеличением использования дистанционных сервисов и услуг, а также тем, что многие люди потеряли работу. Это повысило их потребность в социальных выплатах и вызвало интерес к кредитным продуктам и иным способам улучшения финансового положения.

Злоумышленники активно используют тему коронавируса с целью создания сайтов лжебанков и иных фишинговых ресурсов для хищения денежных средств граждан. Величина аудитории мошеннических ресурсов резко возросла и составляет порядка 100 тыс. человек в сутки. С марта по май, то есть в период максимально строгого локдауна, было выявлено 2200 мошеннических сайтов, создатели которых эксплуатировали тему коронавируса для обмана граждан. За период пандемии в рамках взаимодействия с регистраторами доменных имен снято с делегирования (перестали быть доступны для пользователей) 4314 сайтов мошеннического характера из 5011 направленных.

На пожилых (60 лет и старше) приходится 27% мошеннических действий, на 50–59 лет — 20%, 40–49 лет — 19%, 30–39 лет — 17%, 20–29 лет — 13%, младше 20 лет — 4%. Эксперты Центробанка отмечают, что, хотя «лидерами» среди жертв киберпреступников являются пенсионеры, вызывает беспокойство тот факт, что основной удар приходится на экономически активное население. Также установлено, что чаще всего жертвами мошенников становятся женщины (более 65%).

Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий».

Изобразили жертву: в 47% случаев кибермошенники обманывают людей старше 50 лет

Читайте также
Прямой эфир