Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

Продай оружие

Военный обозреватель Антон Лавров — о том, почему закупку Украиной F-35 можно только приветствовать
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Командование воздушных сил Украины обнародовало новый план развития. До 2035 года ВВС мечтают обзавестись не только зарубежными истребителями поколения 4++, но и самыми современными американскими «невидимками» F-35 пятого поколения. Конкретных сроков и объемов закупок при этом названо не было. Украинские военные выполнили лишь стратегическую цель — выбрали желаемую технику по каталогу. Тактическую задачу — найти миллиарды долларов на новинки и их эксплуатацию — они оставили парламенту и правительству страны.

На фоне украинских планов по закупке А-35 бывший начальник генштаба Великобритании Ричард Даннат заявил, что закупленные для королевских ВВС машины этого типа уже разоряют оборонное ведомство страны. Дело даже не в их цене, а в стоимости эксплуатации, достигающей £90 тыс. в час. И они останутся тяжелым бременем для военного бюджета еще десятки лет — весь срок службы.

В ближайшие годы разработчик и производитель F-35 Lockheed Martin планирует понизить планку стоимости одного F-35А с обычным взлетом и посадкой до некогда обещанных $80 млн. Другие версии всё еще обходятся покупателям более чем в сотню миллионов долларов.

Планы украинского руководства резкого роста благосостояния страны к 2035 году не предполагают. Поэтому рассчитывать ВВС придется на всё те же скромные ресурсы. При доле оборонного бюджета в 6% от ВВП на все закупки, ремонт и модернизацию оружия и техники выделено около 40 млрд гривен — меньше $1,5 млрд. Этого достаточно в лучшем случае для покупки эскадрильи F-35 — с полной остановкой остальных программ оснащения 250-тысячной армии.

Но даже если набрать необходимую сумму, то, как и в случае с автомобилями представительского класса, затраты на покупку боевого самолета — это лишь начало расходов. Стоимость всего жизненного цикла догоняет и превосходит первоначальный ценник. Это проблема всех современных истребителей, а пятого поколения — в особенности.

Lockheed Martin обещает, что сможет к 2025 году понизить стоимость лётного часа F-35 до «всего лишь» $25 тыс. Для этого потребуется заключить с ними эксклюзивный контракт на обслуживание. Ненамного дешевле обойдется и время в воздухе современной модификации американского F-15SE Silent Eagle от конкурентов Lockheed Martin.

Неудивительно, что при таких затратах на закупку и эксплуатацию даже крупные государства НАТО вынуждены ограничиться небольшим количеством заказов на F-35. Воздушные флоты времён холодной войны из сотен или тысяч боевых машин третьего и четвёртого поколения сменились запросами в несколько десятков F-35 на страну.

Отдельная проблема — закупка «умного» вооружения, включающего высокоточные крылатые ракеты и корректируемые бомбы. Из-за высокой стоимости они приобретаются небольшими партиями сотнями, а иногда десятками единиц. Даже в конфликтах низкой интенсивности вроде Ливии и Сирии это не раз приводило к ограничениям на их применение.

О том, как сложно перейти на совершенно новое поколение техники, говорит и опыт соседей Украины, на которых она теперь ориентируется. Польша всё еще не может сменить свои изношенные и сильно устаревшие ударные самолёты Су-22 на что-то более новое. Лишь в 2004 году Германия — крупнейшая экономика Европы — сумела отказаться от советских МиГ-29. Это случилось спустя полтора десятка лет после объединения страны. А сами бывшие немецкие машины всё еще дослуживают свой век в польских ВВС.

Прорабатывавшийся много лет контракт на 32 новых F-35A без учета стоимости вооружения обошелся Польше в $4,6 млрд. Но в условиях экономического кризиса из-за пандемии коронавируса в стране раздумывают о переносе поставок на более длительные сроки или приостановке их реализации. Польские ВВС тем временем продолжат использовать советское наследие.

Украинские Воздушные силы до сих пор поддерживаются на плаву только тем, что в стране остались собственные ремонтные авиапредприятия. С их помощью удается не только перекрашивать боевые самолеты в модный «пиксельный» камуфляж, но и делать совмещенные с техобслуживанием небольшие доработки, громко именуемые модернизациями. При переходе на современные зарубежные машины любого производителя эта возможность изрядно сэкономить будет для страны закрыта. Платить даже за обновление программного обеспечения борта придётся в валюте и по зарубежным расценкам.

Успешное приобретение двух-трех десятков новеньких F-35 ничего не даст Украине с военной точки зрения. Соотношение сил в воздухе с Россией, которую там обозначили вероятным противником, всё равно останется несопоставимым. А вот денег и ресурсов они будут вытягивать из других видов и родов войск очень много. Закупка передовой авиатехники помешает их перевооружению и негативно скажется на кошельках офицеров и контрактников Незалежной.

Американские «невидимки» стали бы для небогатого государства классическими «белыми слонами» военного дела — оружием, содержать которое чрезвычайно дорого, а использовать по назначению — жалко или невозможно. Поэтому продажу Украине такой техники можно было бы только приветствовать. Даже жаль, что она по финансовым причинам малореалистична.

Автор — военный обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир