Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) накануне подтвердил, что за изменения в базе данных Московской антидопинговой лаборатории (LIMS) ближайшие два года российский спорт будет существовать в новой реальности. Это не полная международная изоляция, как опасались скептики. Но и далеко не комфортные условия: без флага и гимна на главных стартах и без права проведения международных турниров внутри страны. Кроме того, российские спортсмены, отбывавшие дисквалификацию за допинг, смогут выступить на Олимпийских играх (в Пхенчхане-2018 такой возможности не было). А вот президенту РФ Владимиру Путину в ближайшие два года запрещено посещать чемпионаты мира и Олимпийские игры. РУСАДА для восстановления статуса должно заплатить WADA взнос в размере $1,27 млн.
В решении CAS масса нюансов, разобраться в которых пока сложно. Например, всем бросилось в глаза, что на форме нейтральных спортсменов разрешена надпись «Россия». Некоторые, вроде Хайо Зеппельта, увидели в этом парадокс, но на самом деле нет. Запрещены национальные символы вроде герба или флага, но надпись с названием страны к ним не относится.
Это беспрецедентная история: например, на Играх в Пхенчхане-2018, где мы выступали в статусе «олимпийских атлетов из России», нельзя было даже использовать форму в цветах триколора. А теперь нам разрешают написать название страны и без всяких ограничений по цвету формы, то есть футболистам никто не запрещает играть, скажем, в белых футболках, синих трусах и красных гетрах.
Я думаю, дело в том, что регламент в Пхенчхане основывался на аналогичных правилах Международной федерации легкой атлетики. А там все максимально жестко. У МОК не было времени и возможности создать что-то принципиально новое. Теперь же мы получили совершенно иные, куда более мягкие правила.
Еще один момент — как быть с командными видами спорта? Встает вопрос даже о названии. Как надо называть команду из нейтральных атлетов? Я думаю, в ближайшее время состоится совещание с участием представителей МОК и международных федераций. В самом лучшем случае нам разрешат называться командой нейтральных атлетов из России. Во всяком случае такое название соответствует духу решения CAS.
Идем дальше. Допустим, российская команда выступала в квалификационном турнире под собственным флагом, так как ограничения распространяются только на чемпионаты мира и Олимпийские игры. Как быть, если она успешно прошла отбор в финальную часть, допустим, футбольного чемпионата мира? Ведь получается, что в отборе участвовала одна команда, а в финальной части будет играть другая.
И это еще не все. Санкции заканчиваются 16 декабря 2022 года, и теоретически наша сборная, если дойдет до этой стадии, могла бы сыграть в финале или матче за третье место чемпионата мира в Катаре уже под своим флагом. Но тогда выходит, что команда сменит название уже прямо по ходу турнира. И вот это, на мой взгляд, уже абсолютно недопустимо, потому что, если однажды такое разрешить, можно открыть ящик Пандоры. И тогда ничто не помешает сборным вообще уступать свое место кому угодно.
В целом я ожидал вердикта именно о двухлетних санкциях, он был предсказуем. Арбитры CAS ставили своей целью донести до руководства нашей страны месседж о том, что, грубо говоря, так делать, как они поступили с данными Московской лаборатории, нельзя. Донести это можно было только через спортсменов, но при этом совсем их отстранять и наказывать чистых атлетов CAS не хотел.
Срок в два года в одинаковой мере затрагивает спортсменов из зимних и летних видов спорта, что справедливо. Все проведут одинаковое количество Олимпиад и чемпионатов мира в нейтральном статусе. При этом остается даже полугодовой запас на случай, если зимние Игры-2022 в Пекине будут перенесены, чего нельзя полностью исключить.
Автор — спортивный юрист Артем Пацев
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора