Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пандемия оказала серьезное влияние на систему образования. Есть несколько неопровержимых суждений относительно результатов, которые мы получим вследствие эпидемии коронавируса.

Первое из них заключается в том, что цифровые технологии войдут в школы и дома в гораздо большем объеме, чем раньше. Теперь это не экзотика и не удел богатых, это норма для подавляющего большинства учреждений. Второе — образовательные сервисы потеряют свою узконаправленность. Обычно ими пользовались для выполнения определенных задач — подготовки к ЕГЭ или чтобы подтянуть знания и навыки по конкретному предмету. Теперь всевозможные онлайн-курсы и платформы становятся повсеместными и движутся к тому, чтобы решать задачи в любой области.

Еще одним итогом сложившейся ситуации станет рост числа так называемых хоумскулеров — детей на домашнем обучении. Думаю, их станет в разы больше. Во всем мире это очень значимый и очевидный тренд. Хотя совершенно ясно, что семья самостоятельно не может дать ребенку все необходимые знания, и в этом плане на помощь приходит как раз «цифра». Однако здесь важен момент социализации детей. Домашнее обучение появилось давно, и первый вопрос, который к нему возник, — где ребенку общаться со сверстниками? Ответа на него нет до сих пор.

На мой взгляд, с концом пандемии придет понимание, что школа — это в большей степени не то место, где получают знания на базовом уровне, а, скорее, площадка для социализации. Ключевые дисциплины можно освоить и с помощью компьютера. Правда, здесь важно, чтобы ученик был мотивирован. Наш опрос (Института образования Высшей школы экономики) показал, что успеваемость немотивированных к обучению детей на дистанционке сильно снижается. В классе педагог использует разные методы общения — погладит кого-то по голове, например, или отругает тех, кто отвлекается. Находясь на удаленке, сделать это сложно. Но живое общение нужно и мотивированным детям: никакая интернет-программа не сможет предложить им какие-то оригинальные, нетривиальные задачи, которые уводят от стандартного восприятия и помогают мыслить шире.

Безусловно, острее сейчас перед нами стоит вопрос взаимодействия родителей, ученика, «цифры» и учителя. Раньше взаимодействие мам и пап с педагогами обычно сводилось к спору, «кто кому больше должен и на ком лежит большая ответственность за воспитание и образование». Теперь вектор диалога сместился в сторону решения проблемы, как совместными усилиями развить ребенка.

Очевиден сюжет перемены отношения к тому, что школьник использует гаджеты и пользуется интернетом. Если раньше общественность считала это скорее негативным явлением, то теперь восприятие меняется. Приведу пример из своего детства. В младшей школе мы пользовались перьевыми ручками, и, когда появились шариковые, в информационном поле тех лет широко обсуждался их вред, раздавались призывы к отказу от них. Но кто в 2020 году помнит о перьевых ручках? Сегодня то же самое происходит с компьютером: нас уверяют, что дети должны писать шариковыми ручками в разлинованных тетрадях. Но пандемия показала, что переход к печатному тексту неизбежен.

Возросла роль профессиональных педагогических сообществ. Успех того или иного учителя определяли не федеральные и региональные министерства, а то, как он обменивается опытом с коллегами. Это происходило и до коронавируса, но с распространением болезни перешло из разряда редкого явления в плоскость обычной практики.

Онлайн-образование, использование IT-технологий, безусловно, привлечет молодежь, и, конечно, как это ни обидно говорить, часть старшего поколения учителей не захочет или не сможет справиться с современными технологиями. Хотя, возможно, преподаватели и в серьезном возрасте смогут с ними разобраться. Тем не менее, если говорить о ситуации в целом, то это, конечно, скажется на омоложении педсостава.

Подводя итоги, нужно понимать, что использование цифровых технологий сильно зависит от наличия техники и скорости интернета. На этом фоне становится крайне видна дифференциация между детьми из богатых и бедных семей, мегаполисов и сельской местности. Эти задачи обещают решить два нацпроекта — «Образование» и «Цифровая экономика», а также федеральные и региональные программы. Однако с проблемой невозможно справиться в одночасье: на ее преодоление понадобятся годы.

Автор — руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир