Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Центр сервиса

Как «Одно окно» экономит экспортёрам время на сбор документов и упрощает выход на внешние рынки
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Информационную систему «Одно окно» Российский экспортный центр запустил 26 ноября. Отечественные бизнесмены получили цифровую платформу, упрощающую взаимодействие с государственными институтами и предоставляющую доступ к услугам органов власти в электронном виде в круглосуточном режиме. Зарегистрированному в системе экспортёру использование сервиса поможет оперативно выйти на внешние рынки. В следующем году платформа будет развиваться и дополняться новыми возможностями.

Бесшовные услуги

Новая платформа «Одно окно» — это цифровая экосистема, своего рода многофункциональный центр для экспортёров, создание которого было предусмотрено национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», отметил заместитель председателя правительства Алексей Оверчук. По его словам, она объединит сервисы, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, и в конечном итоге должна обеспечить появление бесшовной среды для оказания услуг экспортёрам.

— У нас есть поставленная президентом задача по увеличению несырьевого неэнергетического экспорта на 70%. Чтобы её решить, надо радикально увеличить число экспортёров, а для этого нужно соответствующим образом донастроить механизмы поддержки. Работать с тысячами предприятий, а не с единицами и десятками можно только в цифровом формате. Именно поэтому нам нужна система «Одно окно» для экспортёров, — пояснил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков.

Через цифровой профиль в сервисе бизнесмены, занимающиеся внешней торговлей, могут из одной точки подавать заявки на предоставление услуг, получать доступ к аналитике и квалифицированной поддержке специалистов по самым разным вопросам.

Целевую аудиторию информационной системы «Одно окно» можно разделить на три группы. К первой относятся продвинутые экспортёры, у которых экспортные поставки занимают значительную долю в общем объёме продаж. Во вторую выделяют начинающих бизнесменов, заключающих разовые сделки. А третья группа — это потенциальные экспортёры, только начинающие или планирующие развивать внешнеторговую деятельность.

К услугам начинающих

У экспортёров, желающих развивать бизнес или только планирующих выходить на внешние рынки, есть возможность воспользоваться аналитическими сервисами, которые помогут им с поиском рынков сбыта, а также с поиском потенциальных иностранных покупателей.

— В аналитических сервисах мы концентрируемся на поиске рынков сбыта и существующих экспортных ниш, консультируем по странам, куда можно потенциально поставлять свою продукцию, даём информацию про требования к товарам, которые закупают в других странах. Помогаем найти иностранного покупателя для экспортёра и в обратную сторону осуществляем поиск российского поставщика по запросу из-за рубежа, — рассказала гендиректор РЭЦ Вероника Никишина.

— Пользователь «Одного окна» в следующем году сможет воспользоваться сервисом для размещения на e-commerce-площадках, кстати, одним из самых популярных и востребованных. Вокруг экспортёра эволюционно создаётся экосистема сервисов, — подчеркнула гендиректор РЭЦ.

Помощь в росте

Следующий этап — помощь регулярным экспортёрам, тем, у кого большая доля бизнеса связана с экспортной деятельностью. Цифровая платформа помогает им получить господдержку и предоставляет возможность воспользоваться государственными сервисами. К госсервисам относятся таможенное декларирование и подтверждение нулевой ставки НДС, а к господдержке — возмещение расходов на транспортировку продукции и помощь в участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Эти услуги уже получили особое название.

— Четыре сервиса дополняют друг друга, каждый из них даёт возможность использования сведений, подгружаемых через систему межведомственного электронного взаимодействия, что позволит облегчить заполнение документации. Поэтому мы назвали их «суперсервисы», — пояснила Вероника Никишина.

Процесс таможенного декларирования для экспортёра — сложный и при этом обязательный, признаёт глава РЭЦ. Использование этого суперсервиса через «Одно окно» призвано максимально его упростить и ускорить.

Акцент сделали на подсказках, на предзаполнении документов, на автоматических запросах сведений из ведомств по системе межведомственного электронного взаимодействия. В итоге новые экспортёры и представители малого и среднего предпринимательства убедятся, что таможенную декларацию можно заполнить быстро и комфортно, — отметила она.

Каждый экспортёр сталкивается с необходимостью подтвердить нулевую ставку НДС.

— Для того чтобы подтвердить нулевую ставку НДС, экспортёр должен подать налоговую декларацию и реестр подтверждающих документов. Зачастую их формируют вручную, что приводит к риску совершения ошибок, приводящих, в свою очередь, к дополнительным запросам со стороны налоговой инспекции и увеличению сроков камеральной проверки, — напоминает вице-президент АО «РЭЦ» Алексей Михайлик.

По его мнению, новый суперсервис призван решить эти проблемы экспортёров, так как такой реестр на базе «Одного окна» может быть сформирован автоматически, а вся необходимая информация для заполнения заявки по услуге будет получена через шину данных, с помощью которой ведомства обмениваются информацией в электронном виде. Это позволит избавить экспортёров от большой части действий, которые раньше они были вынуждены выполнять самостоятельно, добавил Алексей Михайлик.

Снятие барьеров

Господдержка на транспортировку — одна из самых востребованных у экспортёров услуга, оказываемая РЭЦ, считает глава ведомства Вероника Никишина. Однако для того, чтобы получить господдержку, экспортёрам нужно подать заявку, собрав большой пакет документов, и ждать её одобрения или отклонения в течение одного и даже двух месяцев.

— Теперь через сервис «Одно окно» документы будут приниматься в электронном виде, дальнейшее согласование пройдёт с минимальным участием человека, а решение о предоставлении или отклонении господдержки на транспортировку примется сразу, без ожиданий. Временные издержки экспортёра на получение господдержки на транспортировку будут резко сокращены, — отметил вице-президент РЭЦ Сергей Вологодский.

Участие в международных выставочных мероприятиях — это, по признанию вице-президента РЭЦ, залог успешного бизнеса, так как именно на выставках формируется деловая среда, а российские бизнесмены могут представить свою продукцию.

— Если брать статистику за 2019 год, то мы оказали поддержку 1178 компаниям в участии в международных выставочных мероприятиях, — уточнил Сергей Вологодский.

По его словам, ранее для получения этой субсидии необходимо было собрать 15 различных документов и ждать ответа две недели о допуске или об отказе в участии. Процедура была очень длинная и местами забюрократизированная, признаёт собеседник «Извес­тий».

— Наш сервис направлен на то, чтобы максимально упростить процедуру подачи заявки и нашего рассмотрения. Получение данной меры поддержки превратилось в одну онлайн-заявку, сбор необходимых документов и принятие решений проходят в электронном виде, — резюмирует вице-президент РЭЦ Алексей Михайлик.

Цифровые перспективы

Господдержка транспортировки и участия в международных выставочных мероприятиях станет доступной для экспортёров с 1 января 2021 года, когда вступит в силу нормативная база о данных электронных цифровых сервисах, обратила внимание глава РЭЦ Вероника Никишина. По её словам, в следующем году информационная система «Одно окно» будет расширяться. — Мы планируем перевести в цифровой вид получение разрешительных документов — различных сертификатов, лицензий, всего того, что необходимо для таможенной декларации или предоставления товара за рубежом, — делится планами Вероника Никишина. По её словам, аналитические сервисы будут превращены в единую поисковую строку, в которой экспортёр, введя название своего товара, сможет получить необходимую информацию: рыночные ниши, оптимальные логистические маршруты, профильные выставки и бизнес-миссии.

Глава РЭЦ подчеркнула, что для участия в совершенствовании системы «Одно окно» приглашаются все экспортёры, Российский экспортный центр открыт к диалогу и обсуждению. В планах РЭЦ — эволюционно формировать цифровые сервисы, полностью опираясь на запросы бизнес-сообщества.

Прямой эфир