Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вызов принят

Деловую повестку экспортного форума впервые сформулировали сами экспортёры
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодный международный экспортный форум «Сделано в России» прошёл в Москве 9 декабря. Организаторы — АО «Российский экспортный центр» и Фонд Росконгресс — по традиции постарались сделать деловую программу мероприятия насыщенной и актуальной. На площадке МИА «Россия сегодня» прошли основная пленарная сессия с участием глав правительства РФ и профильных министерств, тематические круглые столы, а также мастер-классы и выставка отечественной продукции.

Актуальный разговор

В этом году основная тематика форума была сконцентрирована на вопросах, связанных с вызовами нового десятилетия.

Впервые в истории деловую повестку и содержание пленарной сессии форума «Сделано в России» сформулировали сами экспортёры. Предприниматели, осуществляющие торговлю на внешних рынках, предложили на обсуждение волнующие их темы. В РЭЦ поступило более трёхсот вопросов, сформулированных экспортёрами. Из них отобрали наиболее частые, которые и легли в основу деловой программы.

Главное экспортное событие года проводится с 2012-го (за исключением 2018-го). Его цель — привлечение к дискуссии о развитии несырьевого неэнергетического экспорта представителей крупного бизнеса, средних и малых предприятий, деловых сообществ, а также представителей власти и российских и зарубежных экспертов, напомнила гендиректор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.

Пленарная сессия, получившая название «Экономика третьего десятилетия XXI века: вызовы и возможности для российского экспорта», затронула самые насущные проблемы глобальной экономики. Пандемия COVID-19, усиливающаяся геополитическая нестабильность, рост протекционизма национальных экономик и недостаточная эффективность Всемирной торговой организации в регулировании международной торговли — с этими негативными факторами столкнулись, пожалуй, все государства. Представители власти и бизнеса признали, что ситуация непростая, но в то же время она открывает новые возможности для стран. Во время сессии обсудили, какие меры нужно предпринимать, чтобы противостоять кризисным явлениям и при этом максимально реализовать российский экспортный потенциал.

Выход в онлайн

Теме электронной коммерции посвятили два круглых стола. Сессия «Экспорт-квест: выйти в онлайн», которая прошла в интерактивном формате, стала одновременно и подведением итогов, и попыткой заглянуть в будущее.

— В течение 2020 года нашей задачей было дать необходимую информацию и инструменты экспортёрам, чтобы в непростой ситуации они могли быстро сориентироваться, получить поддержку и выйти на международный рынок интернет-торговли. Истории успешного выхода или расширения объёмов онлайн-экспорта в этом году — это подтверждение того, что наша ставка «сыграла», — подчеркнул вице-президент АО «РЭЦ» Сергей Вологодский.

События 2020 года способствовали тому, что люди стали тратить больше времени на онлайн-покупки — это даёт огромные возможности для знакомства потребителя с продуктом, о котором он ранее не знал, и выхода на новые рынки, считает директор по развитию экспорта ООО «Белёвская кондитерская компания» Наталья Шавель.

— В этом году, например, мы «завоевали» Японию, Казахстан и новые уголки Европы — всё онлайн, без пробных офлайн-продаж. Этот прыжок — наше главное достижение 2020 года, — отметила Наталья Шавель.

На вебинаре «Интернет-маркетинг с локальной спецификой» ведущие эксперты рассказали об инструментах электронной коммерции и реальных проблемах продвижения продукции на различных рынках, а также определили основные форматы продвижения в интернете и связанную с ними специфику разных стран.

Эффект поддержки

Поддержку бизнеса в период пандемии обсуждали участники круглого стола «Донастройка системы поддержки экспорта: как противостоять замедлению глобальной торговли».

— Наша сессия в первую очередь позволила сравнить подходы к оказанию поддержки в разных странах и оценить их эффективность. Помимо общего обзора мы постарались показать, чего можно ожидать от следующего года как в плане динамики торговли, так и в плане эволюции программ и продуктов ключевых игроков, — отметил старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор АО «ЭКСАР» Никита Гусаков.

В условиях замедления глобальной торговли особое значение в конкурентной борьбе приобретает доступ к удобным и доступным инструментам финансовой поддержки, считает председатель правления АО «Росэксимбанк» Азер Талыбов. По его мнению, эффективным может стать предоставление гарантийной и кредитной поддержки участникам экспортной деятельности в координации с другими компаниями Группы РЭЦ.

Вопросам роли региональных властей в развитии экспорта и реализации регионального экспортного стандарта 2.0 посвятили круглый стол «Слово за регионами. Мастер-класс от губернаторов. Лучшие практики». Участники дискуссии, в число которых вошли губернатор Калининградской области Антон Алиханов, глава Республики Удмуртия Александр Бречалов, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и губернатор Амурской области Василий Орлов, поделились опытом организации региональной экспортной команды, формирования регионального инструментария поддержки.

— Круглый стол прошёл в непривычном формате. Не было сухих докладов о развитии экспорта в субъектах Российской Федерации. Главы регионов России рассказали о лучших практиках, которые у них есть, с какими сложностями столкнулся регион и как их преодолели, — отметила гендиректор АО «РЭЦ» Вероника Никишина.

Цифровое будущее

Новые бизнес-решения для развития экспортной деятельности, а также информационная система «Одно окно» были представлены участникам форума на круглом столе «Цифровизация услуг и использование принципа одного окна для экспортёров», посвящённом переходу к цифровым платформам, работающим по принципу одного окна.

Вопросам создания успешного экспортного продукта в индустрии впечатлений посвятили сессию «Экспорт впечатлений».

— Во времена затянувшегося карантина исторический запрос общества «хлеба и зрелищ» как никогда ранее актуален сегодня. В погоне за впечатлениями современное общество готово тратить всё больше и больше денег, — констатирует глава РЭЦ Вероника Никишина.

На вопрос о том, как выглядит отечественная модель развития бизнеса индустрии впечатлений, ответили работники креативной индустрии: режиссёры и продюсеры успешных кинопроектов, композиторы, музейные сотрудники, эксперты отрасли.

Наконец, на круглом столе «Бизнес будущего» затронули главный вопрос: «Что может дать новой экономике Россия, где наши сильные и слабые стороны, во что мы инвестируем сегодня ради завтрашнего дня?». Для участия в круглом столе пригласили ключевых фигур в сфере технологий, инноваций и развития, поделившихся пониманием того, как они видят идеальное будущее и что нужно сделать уже сейчас для его реализации. По мнению главы АО «РЭЦ», новая реальность, в которой мы живём, требует новых решений, и государство и бизнес должны перестроить работу под изменившиеся условия.

Автор цитаты

Государство и бизнес активно взаимодействуют в рамках внешнеэкономической деятельности, и это, безусловно, касается не только регулятивной стороны вопроса, но и сотрудничества. Министерство экономического развития располагает целым комплексом механизмов поддержки экспортно ориентированных компаний. В свою очередь, у бизнеса есть различные возможности донесения своих проблем и предложений государству. Международный экспортный форум «Сделано в России» — это площадка выстраивания конструктивного диалога между государством и бизнесом, выработка совместных подходов, которые затем можно внедрить в практику. В этом году впервые представители правительства и профильных ведомств вместе с экспортёрами целенаправленно прорабатывали пути совершенствования мер поддержки экспорта

Владимир Ильичев

Замминистра экономического развития РФ

Автор цитаты

В 2020 году экспорт российской продукции агропромышленного комплекса (АПК) демонстрирует уверенный рост. Для поддержания этой тенденции Минсельхоз России в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» активно работает над совершенствованием механизмов стимулирования и поддержки отечественных производителей. Мы заинтересованы в укреплении позиций российской сельскохозяйственной продукции на внешних рынках. На площадке международного экспортного форума «Сделано в России» участники рынка и представители органов власти обсудили эффективные форматы работы и лучшие практики по наращиванию поставок отечественных товаров за рубеж

Сергей Левин

Замминистра сельского хозяйства РФ

Автор цитаты

Создание условий для повышения конкурентоспособнос­ти и востребованности российской продукции на глобальном рынке — важная составляющая достижения национальных целей развития. В настоящий момент Минпромторгом и бизнесом ведётся работа по донастройке механизмов поддержки в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Снимаются внутренние барьеры выхода на внешние рынки, формируется комплексный инструментарий сопровождения экспорта на всех этапах жизненного цикла проектов. В этом году в рамках форума «Сделано в России» члены правительства и профильных министерств, лауреаты всероссийского конкурса «Экспортёр года» и эксперты институтов развития обсудили систему поддержки экспорта в новых экономических реалиях. Уверен, что такая совместная работа будет способствовать реализации нашей общей задачи — устойчивого наращивания экспорта несырьевых неэнергетических товаров через использование новых возможностей для роста

Василий Осьмаков

Замминистра промышленности и торговли РФ

Прямой эфир