Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Деловая активность восстанавливается после паузы»

Глава РЭЦ Вероника Никишина — о вызовах уходящего года, преодолении последствий пандемии и цифровой трансформации
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российский экспортный центр (РЭЦ) оказывает поддержку экспортёрам на любом этапе деятельности — от задумки до поставки. В 2020 году настоящим испытанием для бизнес-сообщества стала разразившаяся пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией. Отечественному экспорту пришлось проявить гибкость и оперативно адаптироваться к новым реалиям. В итоге год заканчивается плюсовыми показателями: за девять месяцев несырьевой неэнергетический экспорт вырос на 2,1% — его объём составил $111,4 млрд. О том, как в новых условиях меняется внешняя торговля, а также о цифровой трансформации и новых форматах взаимодействия с бизнесом в интервью «Извес­тиям» рассказала гендиректор РЭЦ Вероника Никишина.

Вероника Олеговна, 2020-й стал непрос­тым как для мировой торговли, так и для российского экспорта. Как вы оцениваете состояние торговли в целом и экспорта в частности? Есть ли отрасли или конкретные группы товаров, которые только выиграли от пандемии?

Из-за пандемии в депрессивном состоянии находится мировой бизнес: международная торговля может снизиться на 14,2%. Консенсус-прогноз динамики мирового ВВП в этом году составляет минус 4,5%.

Однако российский несырьевой неэнергетический экспорт, несмотря на пандемию, демонстрирует рост — пусть даже небольшой, но всё же рост! Стоимостный объём ННЭ за первое полугодие вырос на 0,2% (маленький, но всё же плюс), а физический объём, согласно расчётам нашего аналитического центра, показал уверенный рост — на 5,4%. Это говорит о том, что наши экспортёры даже в такое драматичное время ищут окна возможностей и новые ниши.

Возвращаясь к международной торговле, хочу отметить, что в сегодняшних условиях она становится более фрагментированной, неоднородной. Одни товары пользуются повышенным, даже ажиотажным спросом. Например, лекарства, защитные средства, медицинские приборы, упаковка, базовое продовольствие. Потребление других сильно падает. Это касается энергоносителей, промышленных материалов, техники и других товаров. Страны то усиливают ограничения, то, наоборот, ослабляют их. Причём как на внутреннем рынке, так и по отношению к экспорту и импорту. В итоге, с одной стороны, повышается значимость контрагентов, с другой — растёт роль разовых сделок, позволяющих использовать конъюнктурный момент, что, по нашему мнению, открывает хорошие возможности для новых участников рынка. Положительную динамику во многом обеспечило резкое увеличение вывоза золота. При этом есть и другие точки роста: на четверть выросли фармацевтика, парфюмерия, косметика. Отметить можно и агропромышленный комплекс. Поставки российской продукции этого сектора на внешние рынки увеличились на 14%.

Какие решения в этой новой реальности удалось найти? На какую поддержку РЭЦ могут рассчитывать сейчас экспортёры?

Мы адаптировали продуктовый портфель с учётом тех условий, с которыми столкнулись из-за пандемии, и выделили несколько точек роста. Это стимулирование экспорта через упрощение логистики, сокращение бумажного документооборота и новые инструменты — финансовые и нефинансовые.

Мы увеличили объём финансирования на транспортировку промышленной продукции до 18 млрд руб­лей. Таким образом поддержим около 230 экспортёров. Внесли изменения в механизм льготного финансирования компаний, реализующих программы повышения конкурентоспособности. В этом году процентная ставка для них снижена на 3%. В октяб­ре на финансирование по обновлённой программе поступил 61 запрос. Мы уже заключили 34 соглашения, а в следующем планируется, что их будет более сотни.

В конце ноября РЭЦ запустил цифровую платформу для экспортёров «одно окно». Какие преимущества получат пользователи платформы?

Экспортёру не надо каждый раз с нуля заполнять огромное количество форм, подгружать одни и те же документы и т.д. В системе «одно окно» достаточно лишь один раз заполнить цифровой профиль компании. Также экспортёрам не нужно напрямую запрашивать сведения в ведомствах. Поверьте, раньше это были трудозатраты и бумагоёмкий процесс. Так, для поддержки на транспортировку экспортёру нужно было 17 раз взаимодействовать с ведомствами. Теперь же это всё можно будет сделать в один клик. И полностью без бумаги!

Международные выставки — важный инструмент для поиска новых партнёров, рынков сбыта. Уходящий год и в этом направлении стал особенным. Каким образом сейчас осуществляется международное сотрудничество?

Да, в 2020 году всё переходит в онлайн. В том числе и форумы, и бизнес-миссии.

В условиях пандемии нам очень важно создать для бизнеса простые и удобные инструменты, направленные на восстановление и поддержание экспортной активности. Мы трансформировали выставочные стенды в онлайн-бизнес-миссии. Теперь Россия принимает участие в крупнейших выставках в цифровом формате.

Всего к концу 2020 года Российский экспортный центр проведёт 17 деловых миссий в онлайн-формате, поддержав при этом не менее 300 российских производителей. По итогам уже проведённых деловых миссий организовано не менее 900 целевых встреч. Экспортный потенциал этих встреч составляет 4,075 млрд руб­лей. Итоги о результатах и эффективности проделанной работы мы подведём в конце года.

Прямой эфир