Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Общество
Эксперт предупредил россиян об опасности электронных новогодних открыток
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
Глава «Укрэнерго» назвал сроки для восстановления энергосистемы
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Общество
Телеканал «Москва 24» уволил редактора за слова о подавшем сигнал бедствия борте
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
СМИ сообщили о гибели 18 мигрантов при крушении лодки у греческого острова Крит
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Полетели в гору: новые вертолеты протестируют в Приэльбрусье

В финальных испытаниях будут участвовать Ми-28НМ и Ми-26Т2В
0
Фото: ТАСС/Серебряков Дмитрий
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минобороны утвердило программу испытаний перспективных военных вертолетов Ми-28НМ и Ми-26Т2В на больших высотах в Приэльбрусье, рассказали «Известиям» источники в оборонном ведомстве. Они будут проводиться до конца года. Полеты в высокогорье — необходимый этап для завершения тестов и начала серийного производства машин по заказам для Воздушно-космических сил (ВКС). По мнению экспертов, это сложный вызов для вертолетов, но он должен улучшить их экспортные перспективы.

Горный полигон

В декабре машины пройдут проверку в Кавказских горах, подтвердили «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе. Для этого прототип Ми-28 ОП-1 и Ми-28НМ с бортовым номером 71, а также Ми-26Т2В №157 временно перебазируют в Нальчик. АО «Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова» уже заключило договоры (имеются в распоряжении «Известий») на их аэропортовое обслуживание в столице Кабардино-Балкарии стоимостью около 7 млн рублей.

В предыдущие годы там уже тестировали некоторые образцы техники холдинга «Вертолеты России», включая «Ансат» и Ми-171А2. Генеральный директор компании Андрей Богинский пояснял, что результаты испытаний будут важны в переговорах с потенциальными иностранными заказчиками.

Летом 2010 года во время испытательного полета у вершины Эльбруса на отметке 4820 м разбился один из новых армейских Ми-8АМТШ. Такая высота близка к предельной для вертолетов. Для эвакуации обломков спустя год провели уникальную операцию, в ходе которой Ми-26 установил семь мировых рекордов по грузоподъемности в горах.

Первый Ми-28НМ уже прошел обкатку в гористой местности, в том числе в Сирии. Но условия зимнего Приэльбрусья серьезно отличаются из-за большей высоты вершин и холодного климата.

В ноябре Объединенная двигателестроительная корпорация сообщила о завершении стендовых испытаний двигателя ВК-2500П, который будут устанавливать на Ми-28НМ. По данным разработчика, у машины улучшена система управления.

343445

Этим летом Андрей Богинский рассказал о планах закончить испытания модернизированных для требований российских военных Ми-26Т2В в первой половине 2021 года, а впоследствии разработать и специальную версию для арктических условий.

— Техника должна пройти испытания в разных природных условиях, температурных и летных режимах. После того как ее успешно протестируют, она получит литеру О или О1. С ней машины можно продавать за рубеж, — пояснил «Известиям» военный эксперт Андрей Фролов.

По его мнению, оба вертолета имеют высокий экспортный потенциал и пользуются вниманием потенциальных покупателей.

— Алжир и Иордания закупили Ми-26Т2, — сообщил специалист. — В покупке Ми-28НМ заинтересованы страны, которые традиционно приобретают российскую технику, и, возможно, те, у кого есть ранние версии Ми-28Э. Чтобы унифицировать парк и повысить его возможности, они могут взять Ми-28НМ. Этот вертолет постоянно модернизируется. Нынешняя модификация сильно отличается от базовой, но имеет высокую степень преемственности.

Афганский опыт

В горах экипажи вертолетов ожидают серьезные испытания, рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко.

— Даже для самолетов там непростые условия. Я летал в Афганистане в горах, и это было сложновато, а вертолетам там вообще непросто, — отметил эксперт. — Перепад высот, расселины, с разных сторон идут потоки воздуха. Порывом ветра может бросить на скалы, и среагировать очень тяжело. Из-за этого произошло много катастроф. Еще одна особенность гористой местности — разряженный воздух на больших высотах, что чревато падением подъемной силы.

По словам специалиста, российские пилоты и инженеры получили большой опыт при полетах в горах Афганистана.

— Тогда выяснилось, что двигатели Ми-8 и Ми-24 в горных условиях не тянули, и пришлось их менять на более мощные, — вспоминает Валерий Горбенко. — Кроме того, борта Ми-8 пробивались пулями, поэтому изнутри их обкладывали бронежилетами. По опыту применения вертолетов там были большие доработки машин.

Афганский опыт подстегнул создание модернизированных военных и гражданских вариантов Ми-8. В версии Ми-8МТ его оснастили гораздо более мощными и совершенными силовыми установками ТВ3-117, а Ми-8МТВ получил еще и высотные ТВ3-117ВМ. С ними транспортные машины Миля смогли действовать в горах так же эффективно, как и на равнине. Впоследствии такая характеристика стала важным конкурентным преимуществом и обеспечила им сотни заказов из Китая и Индии.

Из-за действительно уникальных горных характеристик вертолеты Миля приобретали даже США. С 2011 года они закупили для передачи армии и правоохранительным органам Афганистана 63 Ми-17 (экспортная версия Ми-8). После введения санкций против российских производителей вооружений Пентагон начал переоснащать своего союзника на собственные, более дорогие UH-60 Black Hawk. Но генеральный инспектор министерства обороны США Гленн Файн в своем отчете 2018 года отмечал, что для перевозки грузов в горных условиях требуется два таких вертолета вместо одного российского. А в некоторые отдаленные уголки страны «Черные ястребы» вообще не были способны доставить солдат и грузы.

Ми-28НМ — современный преемник хорошо зарекомендовавших себя в Афганистане Ми-24. Он уже оснащен мощными двигателями ВК-2500П, которые должны придать ему лучшие характеристики для действий в высокогорье. До конца года ВКС планируют получить первые два вертолета из заказанной оборонным ведомством партии в 98 машин.

Новый и не до конца еще испытанный транспортный вертолет-гигант Ми-26Т2 в 2012 году проиграл тендер, который проводили индийские ВВС, уступив американскому конкуренту CH-47F Chinook. Впоследствии военные и гражданские его версии удалось продать в Алжир, Венесуэлу и Иорданию. С учетом требований российских ВКС был разработан вариант Ми-26Т2В. Руководство «Вертолетов России» заявляло о планах подписать с ВКС контракт на первые 10 машин после завершения государственных испытаний.

Читайте также
Прямой эфир