Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Впору еще раз вспомнить замечательное высказывание о «свете, идущем с Востока». И дело не только в том, что азиатские экономики развиваются замечательно быстро, но еще и в том, что на Востоке всё ярче проявляются черты будущего мироустройства и социального порядка. Пандемия при всем своем коварстве только подчеркивает и новые возможности стран Азии, и новые вызовы, стоящие перед ними. Собственно, этому и посвящена ХI Азиатская конференция Валдайского клуба «Россия и Азия после пандемии», которая будет проходить 9 декабря.

Пандемия как таковая ничего нового, кроме заразы и страданий, не принесла. Но она, безусловно, выявила, обострила, ускорила те тенденции, что наблюдались и до нее.

Одна из этих тенденций — бурное развитие Азии. Поразительно, но Азия в целом, а отдельные ее страны в особенности оказались куда устойчивее и живучее в условиях ковида, чем вроде бы лидирующий во многих отношениях Запад. Достаточно посмотреть на показатели заболеваемости и смертности от эпидемии в разных странах, сравнить их между собой, чтобы убедиться в этом.

Многие объясняют это якобы присущей жителям Азии склонности к социальной дисциплине. Однако едва ли это достаточное объяснение. На мой взгляд, более существенно то, что население многих азиатских стран проявило способность к консолидации и социальному согласию в тяжелые минуты, а их элиты — к ответственному и гуманному поведению.

Более того, можно наблюдать и способность к изменению модели социально-экономического развития. Наверное, повторюсь, эта способность существовала и ранее, но пандемия заставила многие страны действовать быстрее и воспользоваться критической ситуаций для решительных изменений.

Таиланд, к примеру, объявил об изменении подхода к туризму. И это не стоит рассматривать как какую-то частность. Перед нами вполне радикальное преобразование национальной экономики и даже национального самосознания. Отказ от массового туризма, от такого символа таиландских каникул, как Паттайя (то есть от дешевого и разгульного отдыха, коктейля из наркотиков и доступного секса), означает, что тайское общество стало по-новому смотреть на себя. Или, что, на мой взгляд, точнее, нашло в себе силы для этого. И основа этих сил — растущая экономика, способная дать занятость помимо удовлетворения перверсивных желаний пожилого европейского туриста. А еще укрепляющаяся новая самоидентичность, осознание того, что таиландец сам по себе ничуть не хуже другого человека. В целом, конечно, это естественное продолжение антиколониализма.

Не менее впечатляющ и Сингапур, сумевший построить удивительное многокультурное общество, говорящее на четырех официальных языках и еще почти на паре десятков, используемых населением. Успешное сосуществование самых разных этносов в рамках объединяющей идентичности помогло весьма успешной борьбе с вирусом. А ведь Сингапур — крупнейший порт и вообще, в известном смысле, своего рода центр Азии. И в этом центре на момент написания статьи от ковида умерло 29 человек из 58 тыс. заболевших. Почти все остальные выздоровели, и их жизнь завершится — когда придет срок — по каким-либо другим причинам.

Пандемия по идее должна открыть нам глаза и на новые социальные сущности, возникающие в Азии. Они не во всем похожи, к примеру, на западный социальный порядок. Но они — и, повторю, пандемия это подчеркнула — продемонстрировали свое понимание социальной справедливости, прав человека, свободы и равенства, управления социальными процессами. Новые типы социальности (такие, например, как в Сингапуре, Южной Корее или Вьетнаме) заслуживают самого пристального изучения, поскольку находят оригинальные способы сочетания исторических привычек и новизны, демократии и традиционных иерархий, национальной идентичности и чувства принадлежности к большому и открытому миру. Повторю, тут нет противостояния с западными моделями устройства общества. Это просто новые пути реализации базовых человеческих потребностей, как социальных, духовных, так и материальных, практических. Впрочем, нет смысла приводить тут пирамиду Маслоу, хотя сам он ее, говорят, не рисовал.

В общем, успехи азиатских стран в борьбе с пандемией придали немало воодушевления и правительствам, и гражданам. И это воодушевление, чувство уверенности в своих силах обязательно даст свои плоды. Главное, в этих плодах будет растущая самостоятельность.

И речь идет не только и даже не столько о Китае, сколько о всем регионе, который будет всё больше опираться на себя. Мне уже доводилось писать, что надо учиться как-то жить без США. И дело не в каких-то качествах США, не в отрицательном отношении к ним. Штаты, безусловно, будут играть большую роль в мире. Дело вообще не в США, а в других странах, которые поняли, что они сами могут заключать любые союзы, создавать коалиции, решать экономические, социальные и даже военные вопросы.

Пандемия, повторю, показала, что страны могут рассчитывать только на себя и на тех партнеров, с которыми сложились рабочие, хорошие отношения. Более того, пандемия показала недостаточную обоснованность безусловного лидерства стран Запада.

А это означает, что азиатские страны будут создавать новый мир в огромном Азиатско-Тихоокеанском регионе, в странах, соединенных Индийским и Тихими океанами. А это практически весь мир. И в новых мировых конфигурациях есть место и России, и Китаю, и Австралии, и Индонезии с Малайзией, Индии, и, в общем-то, всем, кто захочет и будет способен к сотрудничеству, включая, кстати, и США.

Конечно, путь к действительно многостороннему миру не прост и не легок. Препятствий много. И одно из основных — новая информационно-коммуникационная среда, которую построило человечество. Де-факто возникла новая виртуальная реальность, в которой человечество живет параллельно с миром традиционным. Как и всё, что дает удивительные возможности, эта среда несет в себе и страшные угрозы. Сомнительная информация, сознательное и бессознательное искажение реальности, манипуляции мнением и многое другое в списке этих угроз. Следовательно, эта среда требует регулирования, как в свое время потребовало регулирования ядерное оружие. Ядерная энергия принесла много благ, но в виде бомб и ракет она содержит очевидную и смертельную угрозу.

Любопытно, что Азия и тут в известном смысле впереди всех. Коммуникационные проблемы отчетливо осознаются в регионе, страны пытаются найти какие-либо приемлемые решения. Спору нет, подходы тут разные. И главный вызов в том, как найти баланс между свободой распространения информации и ответственностью, скоростью доставки сведений и их достоверностью. И это далеко не все проблемы.

Мы, пожалуй, не осознаем, как скоро и насколько сильно изменится мир. Но если присмотреться к современной Азии, некоторые черты предполагаемого будущего можно разглядеть. И опять-таки, нельзя не вспомнить великого русского философа Владимира Соловьева: «Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?» (1890).

Автор — председатель совета фонда развития и поддержки дискуссионного клуба «Валдай», декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Союза писателей

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир