Глава правительства анонсировал административную реформу. Изменения коснутся оргструктуры и штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также развития механизмов обратной связи с гражданами с использованием портала госуслуг. Инициатива кабмина по оптимизации численности гражданских служащих представляется давно назревшей и своевременной. В кризисных условиях это часто применяемая мера. Так, в качестве реакции на мировой кризис 2008–2009 годов сокращение численности гражданских служащих было проведено в 15 странах ОЭСР, в пяти прошли реформы по оптимизации структуры госорганов.
Задача снижения численности госаппарата периодически ставилась и в современной России. Речь шла об оптимизации и на 10%, и на 20%. Сокращение осуществлялось, но параллельно шли экспансия полномочий органов власти и увеличение их численности под новые полномочия и задачи, так что в целом в масштабах десятилетий госаппарат разрастался. В конечном счете периодические сокращения сработали на то, чтобы итоговый рост был меньше, чем он мог бы быть без них. Как минимум подобного можно ожидать и от нынешнего «подхода к этому снаряду». Чтобы он сработал и на предотвращение последующего, компенсационного роста, нужно, чтобы он включал меры по ограничению дальнейшего расширения полномочий госорганов, даже если такое расширение кажется обоснованным.
Возможно, на это сработает важная особенность предлагаемого пакета мер. В нем впервые идет речь не просто о сокращении численности гражданских служащих, а и об оптимизации внутренней структуры органов власти.
Исследования РАНХиГС, проведенные в середине 2010-х годов, показывали, что должностная структура федеральных ведомств крайне не сбалансирована. Фактически на каждого чиновника «с передовой», то есть оказывающего либо госуслуги, либо выполняющего другие прямые функции госорганов, в среднем приходится один служащий, занятый обеспечением этой структуры, и еще управленец (начальник отдела и выше).
По нашим подсчетам, количество кадров, которые тогда были заняты управленческо-обеспечивающими функциями, от ведомства к ведомству колебалось от 4,5 до 70% от общей численности. Подход к оптимизации штата, который избрало правительство, направлен прежде всего на сокращение именно этого звена, так что можно надеяться на повышение и эффективности бюджетных расходов, и отчасти на результативность деятельности госорганов, например за счет укрупнения структурных подразделений и упрощения внутренних согласований.
Ограничения по численности обеспечивающего управленческого персонала используются и за рубежом. Например, в США доля такого персонала устанавливается на уровне не более 25% от всего штата. В России предельную долю предложено установить на уровне 30%.
Очевидно, реформа хорошо синхронизируется с цифровой трансформацией госорганов. Ее основным эффектом должно стать снижение трудозатрат госслужащих на оказание услуг и выполнение других функций. Объявленные задачи по оптимизации численности простимулируют ведомства к поиску более эффективных цифровых решений, что в целом положительно скажется на темпах и результативности внедрения технологий.
Вопрос, станет ли эта оптимизация не просто разовой мерой, а основой для реальной комплексной реформы госуправления, которая повысит эффективность всего аппарата, остается открытым. Скорее всего, для этого предложенный пакет должен быть существенно дополнен.
Так, важно повышать результативность контрольно-надзорных органов, призванных обеспечить безопасность охраняемых законом ценностей (жизни, здоровья, имущества граждан). Пока, как показывают опросы РАНХиГС, лишь треть россиян оценивает уровень защищенности от контролируемых государством рисков как достаточную.
Важны и меры по повышению доступности и качества бюджетных услуг. По уровню удовлетворенности работой первичного звена здравоохранения и школьным образованием Россия уступает большинству других крупнейших экономик мира. В этом контексте предлагаемое развитие обратной связи с гражданами — важный, но далеко не единственный шаг к повышению качества госуправления.
Для того чтобы стать полновесной реформой, предложенный пакет должен устанавливать не только набор мер, но и планку по повышению результативности. У правительства в этом смысле есть хороший опыт: с 2010-го по 2018 год ему удалось добиться роста оценки качества административных госуслуг. Речь идет об упрощении и ускорении выдачи разного рода документов, например на получение медицинского или соцобслуживания. Уровень удовлетворенности вырос с примерно 25 до почти 90%. Это хороший ориентир для превращения нынешнего пакета мер в реальную реформу госуправления.
Автор — директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора