Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
В России дефицит водителей грузовиков достиг 25%
Общество
Уровень воды в реке Тобол в Кургане за сутки снизился до 920 см
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Происшествия
В Новосибирской области в ДТП с грузовиком и автобусом пострадали четыре человека
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
В России не хватает вакцин от инфекционных заболеваний для собак и кошек
Армия
Минобороны рассказало о создании «защитного купола» над Запорожской областью
Мир
Зеленский указал на возможную неоднозначную реакцию на исход конфликта с РФ
Мир
Bloomberg узнало о желании Франции ввести новые антироссийские санкции
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Общество
МЧС РФ заявило о контроле за лесными пожарами из космоса и с воздуха
Происшествия
В Тюменской области сотрудники МЧС России предотвратили прорыв дамбы
Общество
Вильфанд спрогнозировал июньскую погоду в Москве в ближайшие дни
Армия
В России создают серию плавучих дронов для подрыва мостов
Мир
Посол Антонов назвал ложью обещания Киева не применять ATACMS по территории РФ

Квоты на разрешения

Председатель комитета МТПП по вопросам развития таксомоторных перевозок — о том, чем грозит рынку такси новый законопроект
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Отечественный рынок такси снова взволнован — не утихают споры вокруг регулирования. В конце сентября рабочая группа при РСПП, куда входят основные агрегаторы такси, предложила свой список поправок к рассматриваемому в Госдуме законопроекту. Среди самых обсуждаемых предложений — введение субсидиарной ответственности агрегаторов в случае ДТП на сумму до 2 млн рублей. Но в документе есть еще один важный пункт: участники высказали несогласие с предложением ограничить количество такси в регионах. Намерения законодателей выглядят благими: они хотят взять рынок под более жесткий контроль, чтобы сократить число нелегальных таксистов, повысить заработки водителей, уменьшить пробки и снизить конкуренцию такси с общественным транспортом. На деле это может обернуться серьезным кризисом.

Москва в лидерах

В Москве и Московской области такси — неотъемлемая часть жизни многих людей. Ежедневно их услугами пользуются около 900 тыс. человек. Короткие деловые маршруты, поездки «последней мили» и выезды в центр проще совершить на такси, чем на своей машине — средняя дистанция составляет 10,8 км.

Активный спрос стимулирует сервисы повышать качество услуг. Время подачи машины в столице — примерно 5 минут. Парк обновляется, и сейчас он один из самых молодых в Европе. Город субсидирует до 15% стоимости новых автомобилей, и с 2012 по 2019 год в Москве выдали 0,9 млрд рублей субсидий. Почти 70% столичного автопарка за счет этого модернизировали.

Масштабы роста и качество услуг позволили Москве войти в число городов — лидеров по развитию такси в мире. В конце 2019 года Консорциум международных экспертов провел анализ: рассматривалось развитие такси в том числе в Нью-Йорке, Лондоне, Сингапуре, Париже, Шанхае, Токио и Стамбуле. Российская столица оказалась одной из лучших по времени подачи и возрасту автомобилей.

Госконтроль или рука рынка?

Как показывает мировой опыт, есть два варианта регулирования рынка такси: прогрессивный и консервативный. Прогрессивный применяют, к примеру, Лондон и Сингапур. Число лицензий там не ограничивается, зато предъявляются строгие требования к профессионализму водителей, возрасту, проводятся медосмотры, принимаются квалификационные экзамены. Состояние машины тоже оценивают серьезно. Другим путем пошли власти Стамбула: действующие там цены на лицензии делают их приобретение абсолютно невозможным.

Практика показывает, что в случае прогрессивного варианта регулирования время подачи машины сокращается более чем в два раза и стоимость поездки уменьшается примерно во столько же. В городах с консервативной моделью уровень нелегальных перевозок в итоге составляет почти 50%.

Россия пока стоит перед выбором: законодатели хотят дать регионам право вводить квоты на количество разрешений, представители отрасли против. Пример Стамбула показывает, что негативные последствия такого решения не ограничиваются ростом числа «серых» таксистов. Эта схема ведет к разрушению рынка.

Стамбул: жесткое регулирование в действии

В Стамбуле квоты на такси действуют не один десяток лет. Если в 1996 году цена лицензии составляла примерно $100 тыс., то сегодня она превышает $350 тыс. (почти 27 млн рублей). Менее 5% таксистов выкупают право на работу, в основном они арендуют лицензии у владельцев — крупных бизнесменов и политиков. Стоимость аренды (почти 100 тыс. рублей ежемесячно), цена бензина, непредвиденные расходы на штрафы приводят к тому, что доход водителя составляет всего 10% от стоимости поездки и он совершенно не заинтересован в том, чтобы содержать свою машину в порядке.

В итоге если в 1966 году в Стамбуле на тысячу жителей было 7,8 такси, то к 2019 году это число сократилось до 1,2. При этом количество машин осталось тем же, никто не хочет покупать лицензию по такой высокой цене. А население Стамбула выросло в семь раз.

В 2015–2017 годах на стамбульский рынок вышел Uber, и в итоге стоимость лицензий упала на 6%. Но за этим последовал запрет на работу компании в Стамбуле, и сегодня уже половина городского рынка такси находится «в тени».

Выбор пути

Мы начали с того, что сегодня услугами такси пользуется огромная часть жителей Москвы. Пассажиры в основном довольны сервисом, количество ДТП в пересчете на миллион километров в этом году снизилось на 28%. Средняя стоимость километра поездки по отношению к средней зарплате в городе — 0,05%. Ниже только в Сингапуре и Шанхае. Со временем доступность и удобство такси и общественного транспорта приведет к отказу от своего авто и поможет эффективно решить проблемы с загруженностью дорог. В этом смысле мы еще далеки от баланса — на такси приходиться только 3% поездок от общего объема в Москве, то есть рынок должен развиваться и дальше.

На обсуждении проблемы регулирования рынка такси, которое прошло в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елена Заева заявила: «Рынок сложился и, судя по его росту, он сложился и развивается хорошо. Поэтому при введении регулирования, которое, безусловно, должно быть, нужно учитывать те технологии и те способы, которыми этот рынок живет. Изменять их под удобство надзора нельзя».

Введение жесткого квотирования, о котором говорят в Госдуме, видится нам как раз тем инструментом, потребность в котором идет не от отрасли, а от надзорных органов. Мы надеемся, что наши законодатели учтут не только международный опыт регулирования таксомоторной деятельности, который стремится к либерализации ограничительных функций, но и те возможности, которые предоставляет цифровизация экономики на основе современных инновационных технологических и программных достижений.

Автор — председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир