Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В случае Олега Табакова не стоит перечислять звания и награды. Он и сам представлялся просто: «Артист театра и кино». А о своем происхождении говорил: «Я родился в 1935 году в семье врачей». Не продолжив династию, актер всё равно стал лекарем — всю жизнь лечил души людей со сцены и с экрана. А когда требовалось, как «скорая», приходил на помощь кому угодно — будь это друг, коллега, незнакомый человек или даже целый театр. В день 85-летия со дня рождения Олега Табакова «Известия» вспоминают о его добрых делах.

Показатели здоровья

Когда Олег Табаков возглавил МХАТ имени Чехова, зрительный зал в нем заполнялся на 42%. Для него это была не просто коммерция, а «показатель пошатнувшегося здоровья». На подмогу он позвал Владимира Машкова, чтобы тот поставил что-то «зрительское». Своему ученику он доверял — и не прогадал. Машков выпустил «№ 13» по пьесе Рея Куни, зритель вернулся в театр, а Табаков еще долго получал обвинения в том, что отступил от традиций Художественного и якобы привнес чуждую эстетику. Но он специально искал молодых и дерзких. Сам ничего не боялся и таких же привечал.

Владимир Машков и Олег Табаков

Владимир Машков и Олег Табаков, 2014 год

Фото: ТАСС/Павел Смертин

У него был талант собирать талантливых людей. Табаков привел во МХАТ Кирилла Серебренникова. Увидел его провокационный спектакль «Пластилин» и пригласил ставить у себя. А потом дал возможность набрать студентов в Школе-студии МХАТ. Константин Богомолов пришел из «Табакерки». Оттуда же появился ученик Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис. Благодаря Табакову во МХАТе прижились абсолютно непохожие друг на друга спектакли Сергея Женовача, Евгения Писарева, Виктора Рыжакова, Сергея Пускепалиса, Ренаты Литвиновой, Евгения Гришковца... И вскоре зрители шли уже на них, а МХТ (к тому времени из названия пропала буква «А» — не было нужды подтверждать качество словом «академический») снова стал главным драматическим театром страны.

Сцена из спектакля Кирилла Серебренникова «Околоноля»

Сцена из спектакля Кирилла Серебренникова «Околоноля», поставленного в театре под руководством Олега Табакова на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова, 2011 год

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Табаков гордился очередями в кассы, не реагировал на скандалы, с достоинством нес звание кризисного менеджера и мечтал о том, чтобы кризисы в театре были только творческие — без них нет развития. А вот административных и кадровых проблем здесь не было — они, по его мнению, разрушают театр.

Кадровый резерв

Он хорошо знал свои возможности. Говорил: «У меня талант научивать актеров играть роли». Считал, что чем раньше выявить дарование, тем больше оно сможет сделать в искусстве. Еще в 1973 году он, тогда преуспевающий актер и директор «Современника», решил, что энергетический запас театра заканчивается и ему требуется продолжение. Отсмотрел 3,5 тыс. детей из московских школ — 49 из них стали первыми студийцами. А через два года появился курс в ГИТИСе. Имена студентов теперь хорошо известны: Елена Майорова, Лариса Кузнецова, Сергей Газаров, Александр Марин, Михаил Хомяков, Андрей Смоляков, Игорь Нефедов, Василий Мищенко, Алексей Якубов... С ними Табаков создавал театр в угольном подвале на улице Чаплыгина. Сегодня «Табакерка» занимает почетное место на театральной карте Москвы, а к подвалу добавилось сияющее зеркалами здание на Сухаревской.

Олег Табаков

Олег Табаков (четвертый справа) и артисты на сцене Московского театра-студии на улице Чаплыгина после окончания спектакля «Кресло», 1988 год

Фото: РИА Новости/Александр Земляниченко

В 2009-м Табаков запустил театральный колледж. Теперь юные дарования могли поступать «на артиста» с 14 лет. Он любил дебютантов. Предлагал роли студентам, считал, что приток новой крови в театре должен быть постоянным. «Дебюты — свидетельство здоровья театра, его нормального жизненного тонуса, радости от наличия новых дарований». Эти слова можно считать его творческим кредо. В представлении Табакова театр — это непрерывное обновление и поступательное движение. А сам он служил для него ледоколом, прокладывающим новые пути. Сегодня его эстафету подхватили ученики, возглавившие московские театры: Машков — в «Табакерке», Безруков — в «Губернском», Миронов — в Театре Наций, Апексимова — на Таганке... Дай бог, чтобы они не забывали уроков учителя.

Владимир Машков, народный артист России, худрук Театра Олега Табакова

После того как зритель хорошо принял мой первый режиссерский опыт — спектакль «Звездный час по местному времени», Олег Павлович доверил мне большую работу в театре. Табаков доверял, но доверие было поступательное. Я начал делать «Бумбараша». Даже ему предложил в нем роль Чапаева. Предполагалось, что нужно будет очень много двигаться, танцевать и петь на столе. Олегу Павловичу показалось, что я над ним немного издеваюсь, заставляю бегать, прыгать. Он сначала деликатно попросил второй состав, а потом исчез из спектакля совсем. Вторым составом был Вадик Александров, блистательно сыгравший эту роль. Когда выпустили «Бумбараша», Табаков приходил почти на каждый спектакль.

Когда Олег Павлович рассказывал что-то, то сразу попадал в персонажа, переход от смеха до слез и отчаяния совершался на твоих глазах. Он сразу подключался к только что созданному им миру. Табаков весь состоял из действий и жестов, и всегда это было очень элегантно. Обдумывая что-то, он частенько похлопывал нижней частью ладони по ручке кресла или по столу, задавал ритм, который и тебя затягивал. У Олега Павловича были очень красивые, выразительные руки. Он знал это.

Галина Борисовна Волчек вспоминала, как-то на гастролях за границей у ресторана они встретили группу итальянцев. Те что-то бурно обсуждали, активно жестикулируя руками. Олег Павлович буквально ринулся к ним и немедленно присоединился к разговору. Он изъяснялся с ними на своем актерском итальянском, с характерной жестикуляцией. Те просто замерли. Вроде бы их язык, но совершенно непонятно, что этот человек говорит. Тем не менее разговор продолжили.

А мне Олег Павлович рассказывал, что когда он был в Америке, на улице за ним увязалась группа подозрительных, довольно агрессивно настроенных людей. Вдруг Табаков повернулся к ним и на чистом русском сказал всё, что он о них думает. И такая сила, такой мощный энергетический заряд был в его словах, что хулиганы оторопели и ретировались. Это я к вопросу о правдоподобии и убедительности артиста в предлагаемых обстоятельствах.

Сцена из спектакля «Страсти по Бумбарашу»

Сцена из спектакля «Страсти по Бумбарашу», 1993 год

Фото: Московский театр Олега Табакова/tabakov.ru

Евгений Писарев, режиссер, худрук Театра Пушкина

Очень сложно говорить про Олега Павловича, о нем надо снимать кино, писать книгу. Для меня Табаков — гигантская часть жизни и просто великан. Не хватает его безумно. Мы все, и я в том числе, лишились учителя, лишились защиты, не побоюсь этого слова, крыши.

Когда мы говорим про место личности в истории, я сразу вспоминаю Табакова, потому что он был — и все вопросы решались. Ему было уже много лет, но это был самый молодой художественный руководитель.

Он пригласил меня в МХТ. У меня для него была роль в каждом спектакле. Когда я ставил «Примадонны», Табаков должен был играть комичную старуху, которой в результате стал Михаил Трухин. В «Пиквикском клубе» предполагалось, что он будет Пиквиком. Но им стал Александр Семчев. А в «Коньке-Горбунке» я был уверен, что он согласится на царя. Но увидев котлы, в которые надо было прыгать, сказал: «Звони Сереже Беляеву, моему ученику. Будет играть он». Возраст, не по силам ему уже было. Мне кажется, ему была близка стихия моих спектаклей. Он мне всё время говорил: «Поздно мы встретились».

Я уверен, что идея сделать меня главным режиссером в Театре Пушкина после трагической смерти Романа Козака тоже принадлежит ему. Хотя он никогда в этом не признавался и даже немножко разыгрывал обиженного учителя, от которого уходит ученик и помощник.

Мы друг другу уже просто так не звоним, только по делу. А он мог. «Как дела? Как живешь? Всё хорошо? Всё нормально? Не надо ничем помочь?» Потом вдруг: «Женька, я тебя люблю», —- и вешал трубку. Я говорю, а у меня слезы. Это дорогой мне человек, с которым была душевная связь. Всё, буду плакать…

Олег Табаков со своими студентами

Олег Табаков со своими студентами на церемонии открытия первого в России театрального колледжа, 2010 год

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

Виталий Егоров, заслуженный артист России, педагог Московской театральной школы Олега Табакова

То, что Олег Табаков сделал для театрального образования, уникально. Он мечтал о колледже для одаренных детей и создал его. Сам поехал по стране в поисках самородков и заразил этой идеей нас, своих учеников. Здесь у Табакова было всё с нуля, и я рискнул. И немедленно заразился бациллой педагогики, от которой нет никакой вакцины. Мы десантом во главе с Олегом Павловичем объезжали город за городом. География отборов была обширной. Проехали Сибирь, Урал, побывали на юге, слетали в Калининград.

Блат в колледже Табакова невозможен! Есть только один критерий — талант. Не меньше трети учеников на каждом курсе — дети из глубинки. У таких ребят порой нет денег доехать даже до ближайшего районного центра, не то что до Москвы. Те дети, которых приглашали на финальные отборы, летели в Москву, а потом назад домой за счет колледжа.

Табаков всё делал по высшему разряду. Еще когда я учился у него на курсе в Школе-студии МХАТ, по вузу ходили разговоры: «Ну, конечно, Табаков для своих собирает всех лучших педагогов». И в своем колледже он придерживался такой же методики. Здесь непрофильные предметы — математику, языки — преподает профессура из МГУ. А мастерство — педагоги из Школы-студии МХАТ, его ученики, действующие артисты. Он всегда говорил: «Очень странно, когда мастерство актера преподает актер-неудачник».

Табаков сократил расстояние от учебной скамьи до сцены. «Не может играть Джульетту 30-летняя артистка, как написано у Шекспира, так и должно быть», — любил говорить он. Образование в колледже бесплатное. Все ученики находятся на полном гособеспечении.

Олег Павлович любил говорить: «Театр — это веселенькое дельце. И за него нам еще и деньги платят. Им надо заниматься весело, задорно и с удовольствием». О самых серьезных вещах он всегда говорил с юмором, иногда даже с некой долей цинизма, в хорошем смысле. Но это всегда подстегивало.

Два года назад Владимир Машков, так же как и Табаков, искал по стране дарования. Сейчас у нас большие подвижки. Набранный экспериментальный курс будет учиться пять лет, а не четыре. По окончании ребята получат диплом о высшем образовании. Если бы Олег Павлович узнал, а он и так всё видит и всё знает, порадовался за нас.

Прямой эфир