Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Общество
В Москве зафиксировали самое холодное 7 мая за последние 25 лет
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне массово жалуются на нарушения со стороны банков при предоставлении кредитных каникул, введенных президентом из-за коронакризиса, сообщили «Известиям» в проекте ОНФ «За права заемщиков». Основные проблемы — ложное информирование граждан об условиях льготного периода, требование не предусмотренных законом документов, необоснованный отказ, превышение сроков рассмотрения заявок или их полное игнорирование, рассказали «Известиям» в ЦБ. Ранее проект ОНФ обращался в регулятор с письмом (есть у «Известий»), содержащим просьбу проверить соблюдение финансовыми организациями требований закона. В банках отрицают проверки и нарушения.

Нажаловались

ЦБ регулярно выявляет нарушения и недобросовестные практики при предоставлении гражданам льготного периода по ссудам, рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора. Основные из них связаны с тем, что банки необоснованно отклоняют или вовсе не рассматривают требования заемщиков об установлении кредитных каникул по закону. Также сотрудники финансовых организаций некорректно или неполно рассказывают гражданам об условиях и порядке реструктуризации займов, требуют документы, которые по закону предоставлять не нужно.

Проект ОНФ «За права заемщиков» направил письмо в ЦБ с просьбой проверить нарушения банков (есть у «Известий») в предоставлении каникул по закону. В Народном фронте ссылаются на размещенные на специализированных порталах жалобы граждан, публикации в СМИ, а также на поступившие в консультационный центр ОНФ обращения.

цб
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

В частности, правозащитники указали, что граждане массово жалуются на неоднократные «потери заявок» об оформлении кредитных каникул, навязывание собственных программ рассрочки, условия которых значительно хуже предусмотренных законом, и отказы в их отмене. В результате заемщики теряют деньги из-за невозможности реализовать свое право на снижение платежей в условиях падения доходов, считают в общественной организации.

Ранее ЦБ рекомендовал банкам фиксировать волю потребителей при обращении за льготным периодом в рамках кредитных каникул или за реструктуризацией по собственным программам. При этом финансовым организациям следует подробно раскрывать все существенные условия, особенности и различия предложений, напомнили в пресс-службе регулятора.

Впрочем, информационные письма ЦБ зачастую игнорируются банками до опубликования обязательных к исполнению нормативных актов, сообщил «Известиям» пожелавший остаться неназванным собеседник из кредитной организации, входящей в топ-5 по размеру активов. Банки не обязаны отчитываться о количестве жалоб на потерянные заявления о предоставлении льготного периода и на другие нарушения, поэтому их зафиксированное регулятором число может быть незначительным, добавил он.

Без наличия доказательств в виде аудиозаписей защита прав гражданина становится невыполнимой задачей, указала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

кредит
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Сформировалась позиция презумпции виновности клиентов. На них возложено бремя доказательства нарушений, допущенных банком. Это недопустимая практика, поэтому мы считаем необходимым проведение проверки в банках, — подчеркнула она.

По каждому случаю необоснованного отказа в предоставлении льготного периода по кредиту проводится надзорная работа, в том числе применяются меры воздействия, заявили в пресс-службе регулятора. Банк России наказывает подконтрольные организации, если выявлены нарушения либо недобросовестные практики.

Ранее «Известия» сообщали о массовых жалобах на сокрытие банками условий предоставления кредитных каникул и затягивание сроков их оформления.

Нет, не слышали

«Известия» направили в крупные банки запрос о проверках ЦБ указанных нарушений. Однако ответившие отрицают факт их проведения. Число клиентских вопросов, связанных с кредитными каникулами, минимально, утверждают в ВТБ. При этом в финансовой организации выразили готовность оказать заемщикам максимальное содействие в урегулировании проблем.

Доля отказов в подключении кредитных каникул в Почта Банке ничтожна и составляет 3%, — заявил член правления, директор по продуктам и технологиям Почта Банка Григорий Бабаджанян.

кредит
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По его словам, рассмотрение заявки на подключение льготного периода осуществляется через интернет-портал. Клиенту также в режиме онлайн отражается информация о положительном или отрицательном решении при несоответствии требованиям закона. Число жалоб было незначительным — около 100-150. Чаще всего клиенты сетуют на сложности с самостоятельным подключением, и им помогают в ручном режиме, добавил Григорий Бабаджанян.

Собственная программа реструктуризации идентична госпрограмме по процентной ставке и сроку рассрочки, но с более широким действием. У нас нет ограничений по максимальной сумме кредита для получения каникул и нет условий по размеру сокращения дохода. Мы не сталкивались с вопросами или проверками по поводу собственной программы кредитных каникул, — сообщили в пресс-службе ПСБ.

В Сбербанке не зафиксировали значительного количества жалоб. Главная проблема сейчас — это работа с получившими кредитные каникулы по закону клиентами, у которых истекают 90 дней на предоставление документов о снижении дохода более чем на 30%, добавили там. Если гражданин не принесёт справки, то банк должен отменить льготный период, и у гражданина может возникнуть длительная просроченная задолженность.

Прямой эфир