Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ХАМАС передало Красному Кресту россиянина Труфанова и еще двух заложников
Общество
Адвокат Винника сообщил о снятии обвинений с россиянина
Культура
Итальянского певца Аль Бано пригласили выступить на концерте на Красной площади
Мир
Российские войска освободили Березовку в Донецкой Народной Республике
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 15 февраля
Мир
Орбан предрек Киеву лишение западной поддержки
Мир
В Венгрии заявили о превращении Украины из буферной зоны в военную
Общество
В ВАРПЭ сообщили о снижении цен на красную икру на Дальнем Востоке
Общество
В Москве начали расследование из-за зефира с металлом во «ВкусВилле»
Общество
Дело возбуждено после атаки ВСУ на журналистов Первого канала в Курской области
Экономика
Центробанк РФ сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых
Общество
В Екатеринбурге задержан подозреваемый в похищении 15-летней девочки
Туризм
Спрос на отели в День святого Валентина вырос в России на 22%
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил БПЛА ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Группировка войск «Запад» уничтожила до 200 боевиков ВСУ за сутки
Общество
Школа получила повреждения в результате землетрясения в Республике Алтай
Общество
В Роскачестве рассказали о действиях при смене паспорта после покупки билета
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Максим Диденко убежден, что будущее знать никому не дано, хотя его любимому писателю Владимиру Сорокину и удалось предсказать грядущее. В творчестве ценит недосказанность, на первое место в своих произведениях ставит телесность, философскую и поэтическую игру. Режиссер не стремится занять кресло худрука, предпочитая свободу и путешествия. В ушедшем сезоне он дебютировал в качестве оперного постановщика в Германии и снял свой первый веб-сериал «амроН», премьера которого состоялась на YouTube. Об этом режиссер рассказал «Известиям».

— Как и когда возник проект «амроН»? Кому принадлежала идея сделать веб-сериал?

— Всё началось с моей работы по роману Владимира Сорокина «Норма» в Театре на Малой Бронной. Изначально было желание сделать некоторое параллельное течение, в котором мы бы работали с тем, что происходит в спектакле. Но чем дольше мы над этим размышляли, тем дальше уходили от первоначальной идеи. В итоге роман стал опорной колонной, оттолкнувшись от которой мы создали свою вселенную, вдохновленную творчеством Владимира Сорокина, но не имеющую к нему непосредственного отношения. Проект «амроН» — это «Норма» наоборот. Роман, прочитанный наизнанку.

«Норма»

Сцена из спектакля «Норма»

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

— Сценарий вы писали в соавторстве. Кто эти люди?

Евгений Мандельштам — чрезвычайно мультижанровый человек. Писатель, мистик и неофициальный раввин-раскольник, который работал политтехнологом — в общем, очень одаренный человек, обладающий свежим взглядом на реальность, что редко сыщешь в наше время. Илья Старилов — мой постоянный соавтор, художник, с которым мы сняли много видеоконтента для моих спектаклей. И он скорее помогал соединить сценарий с различными визуальными решениями.

— Почему вы решили сделать сериал на площадке YouTube? Искали новую аудиторию?

Безусловно, это встреча с новой аудиторией и возможность не вертикального, а горизонтального распространения контента. Это свободная, бесплатная, доступная любому человеку платформа, имеющая, разумеется, свои ограничения и формат. Но мне показалось крайне занимательным на такой демократичной территории что-то сделать, оперируя языком кино.

— Это ваш первый киноопыт?

— По большому счету, да. Было интересно, я втянулся и хотел бы продолжать работать на этом поле. Мне немного тесно в театральных рамках, где всё довольно предсказуемо. Тем более что в театре я работаю достаточно долго и мне хотелось немного очистить матрицу.

— Когда писали сценарий, вы предполагали, что в вашем фильме будет участвовать Ксения Собчак?

Когда у нас появилась идея снять политические дебаты, вначале возник герой Никиты Кукушкина (по сюжету казак-террорист. — «Известия»), а только потом Ксения Анатольевна. Мне кажется, в нашем случае это логичная фигура. Мы работали совместно над сценарием. Проходились по всем вопросам, особенно над связанными с дебатами. Мы их развивали и придумывали.

амроН

Ксения Собчак в веб-сериале «амроН»

Фото: youtube.com/амроН

— Съемки проходили до начала эпидемии?

— Последний съемочный день был в начале декабря прошлого года.

— В каком-то смысле пандемия сыграла на пользу сериалу. Возник всплеск интереса к футурологии, а фильм отвечает этому запросу — его действие происходит в 2030 году. Россией управляет нейросеть «амроН». Как вы решили для себя — это антиутопия или вы всё-таки заглядываете в будущее?

— Будущее знать никому не дано, хотя тот же Владимир Георгиевич Сорокин, как это ни печально, в своих произведениях во многом его предсказал, не собираясь этого делать. Насколько это удастся нам, трудно сказать. Но диджитализация всей цивилизации произошла и многие другие вещи могут случиться.

— Герои ищут «норму», и всякий раз это слово имеет разное значение: так называется клуб, запрещенное вещество. К концу сериала зрители должны понять, что создатели сериала вкладывают в это понятие?

В этом смысл поэзии — должно быть немножко непонятно. Ведь мы по-разному отвечаем себе на вопрос: что есть норма, а что не норма в нашей реальности. Каждый человек может по-разному себе это объяснить. Это философская и поэтическая игра, она необходима, чтобы объяснить себе заданную систему координат.

— В чем причина резонанса спектакля «Норма»? Премьера не обошлась без вмешательства полиции, которую вызвали к пришедшим в Театр на Малой Бронной православным активистам. Сама постановка нашла отклик у многих людей, в том числе публичных.

— Мне трудно сказать, наверное, тема срезонировала с реальностью. Когда я прочел роман, меня потрясло, насколько он попадает в наше время, поэтому за него и взялся.

норма

Сцена из спектакля «Норма»

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

— Вы говорили о том, что Владимир Сорокин отказывался присутствовать на репетициях, появился только на премьере — какой была его реакция?

Когда Сорокин пришел на спектакль, меня не было в Москве, но я получил от него письмо, в котором писатель говорил о том, что наш спектакль точно передал дух его романа. Он меня поздравил, обнял и даже подарил мне свою книгу в Берлине. Правда, замечания тоже были — в основном генерального характера, которые исправить невозможно. Он сказал, что в спектакле мало смешного, а как сделать это смешнее, я даже не представляю. Но в следующий раз, конечно, постараюсь.

— Не могу не спросить, как проходила ваша изоляция? Было ли это время плодотворным?

Я два месяца кайфовал: читал, смотрел кино, проводил много времени с ребенком. Третий месяц пошел тяжелее, а вот в начале четвертого стало совсем тяжко, начался кризис. Назвать это время плодотворным мне сложно. Скорее, оно плодотворно с точки зрения личностного опыта, а в профессиональном плане этот отрезок был деструктивен. Хотя разделять личное и профессиональное, пожалуй, неверно.

— Удавалось ли все-таки работать?

— Конечно, шли переговоры, были бесконечные Zoom, но я люблю работу динамичную — что-то репетировать, сочинять. Во время карантина мы монтировали сериал, занимались цветокоррекцией, звуком, я общался с композитором, но сидячий стиль работы мне не свойственен.

— Во время изоляции многие театры открыли архивы, постоянно шли онлайн-трансляции. Вы что-то смотрели, может, свои собственные произведения?

Посмотрел трансляцию своего спектакля «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре», поскольку спектакль сняли, я давно его не видел. Встретились в Zoom со всеми артистами, наговорили друг другу много теплых слов, было трогательно. А так я всю изоляцию кино смотрел. Я не очень люблю смотреть театр по видео.

Хармс. Мыр

Сцена из спектакля «Хармс. Мыр»

Фото: maximdidenko.org

— Изоляция привела к появлению новых жанров: БДТ, например, поставил «Вишневый сад» в эстетике Майнкрафт, а Мастерская Дмитрия Брусникина в The Sims 4 выпустила спектакль «Небо» по Курочкину. Как вы этому относитесь?

— Чем больше экспериментов, тем интереснее. Тем более что мы не знаем, как долго продлится история с коронавирусом и будет ли вторая волна. Надо пробовать новые формы, чтобы выжить.

— Есть ли у вас какие-то профессиональные планы? Договоренности?

— Договоренности есть, но говорить о них преждевременно. Я не тот режиссер, который репетирует в Zoom, телесность для меня стоит на первом месте. Так что пока веду предварительную работу.

— Если подвести итоги уходящего театрального сезона, чем он вам запомнился?

Для меня главным итогом стало завершение эпопеи с делом «Седьмой студии», которая закончилась условным сроком. Понятно, что это всё грустно, но все на свободе и могут работать, а Кирилл Серебренников продолжает руководить «Гоголь-центром».

Если говорить о себе, то для меня важно, что состоялся спектакль «Норма», который я вынашивал довольно долго. Я также давно стремился реализоваться на территории кино, и получилось сделать сериал «амроН».

В этом году я впервые ставил оперу «Воццек» Берга в Badisches Staatstheater в Германии с очень сложной партитурой, интернациональной компанией. Несмотря на то что за две недели до премьеры театр закрыли на карантин и она так и не состоялась, спектакль я собрал. Мне понравилось работать в опере, я присоединился к новому для себя культурному коду, стал в нем разбираться и даже кайфовать от этого.

— Театр Максима Диденко существует уже давно. Мечтаете ли о том, что когда-нибудь у учреждения появится свое здание, а вы сядете в кресло худрука?

— Я не отрицаю такую возможность, но это не является моей целью. Прекрасно себя чувствую без кресла, привязанного к ноге. Если когда-то это произойдет, хорошо, ну а нет — значит нет. Мне нравится путешествовать, менять среду, а долго находиться в одном пространстве психологически тяжело.

Справка «Известий»

Максим Диденко окончил в 2005 году Санкт-Петербургскую театральную академию (курс Г.М. Козлова). В качестве режиссера выпустил более двух десятков спектаклей, в том числе «Конармия», «Хармс. Мыр», «Земля», «Идиот», «Пастернак. Сестра моя-жизнь», «Черный русский», «Чапаев и Пустота». Работает в России и за рубежом. Лауреат национальной премии «Золотая маска».

Читайте также
Прямой эфир