Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о крупных тратах США на борьбу с мигрантами и наркотрафиком
Происшествия
В Нижнем Новгороде сгорел рейсовый автобус
Общество
В России впервые БПЛА пролетел между регионами по правилам гражданской авиации
Мир
Гуцул назвала свой арест ударом по всей Гагаузии
Мир
СМИ усомнились в шансах на подписание сделки по ресурсам между США и Украиной
Мир
Экс-советник президента США предупредил Трампа об угрозе тюремного заключения
Мир
Сотрудники ФСБ начали расследование о возможном применении «звуковой пушки» в Сербии
Мир
Врачи из России дистанционно следят за состоянием пострадавшей в Египте девочки
Мир
Более 100 российских спасателей прибыли в Мьянму для оказания помощи
Мир
Сийярто указал на важность договоренностей между РФ и США для Украины
Спорт
Футболисты московского «Динамо» обыграли «Оренбург» в матче РПЛ
Мир
Белоруссия направит отряд МЧС в Мьянму для оказания помощи
Мир
Имамоглу предложил турецким властям провести суд над ним в прямом эфире
Мир
В Дании заявили о планах закупить сотни морских мин для усиления обороноспособности
Армия
В Минобороны заявили о наращивании ВСУ количества атак на энергоинфраструктуру РФ
Мир
Экс-посол Украины заявил о проигрыше Киева и Вашингтона на переговорах в Эр-Рияде
Мир
СМИ узнали о подписании Хегсетом документа о сокращении штата минобороны США
Мир
СМИ сообщили о крупных тратах США на борьбу с мигрантами и наркотрафиком
Происшествия
В Нижнем Новгороде сгорел рейсовый автобус
Общество
В России впервые БПЛА пролетел между регионами по правилам гражданской авиации
Мир
Гуцул назвала свой арест ударом по всей Гагаузии
Мир
СМИ усомнились в шансах на подписание сделки по ресурсам между США и Украиной
Мир
Экс-советник президента США предупредил Трампа об угрозе тюремного заключения
Мир
Сотрудники ФСБ начали расследование о возможном применении «звуковой пушки» в Сербии
Мир
Врачи из России дистанционно следят за состоянием пострадавшей в Египте девочки
Мир
Более 100 российских спасателей прибыли в Мьянму для оказания помощи
Мир
Сийярто указал на важность договоренностей между РФ и США для Украины
Спорт
Футболисты московского «Динамо» обыграли «Оренбург» в матче РПЛ
Мир
Белоруссия направит отряд МЧС в Мьянму для оказания помощи
Мир
Имамоглу предложил турецким властям провести суд над ним в прямом эфире
Мир
В Дании заявили о планах закупить сотни морских мин для усиления обороноспособности
Армия
В Минобороны заявили о наращивании ВСУ количества атак на энергоинфраструктуру РФ
Мир
Экс-посол Украины заявил о проигрыше Киева и Вашингтона на переговорах в Эр-Рияде
Мир
СМИ узнали о подписании Хегсетом документа о сокращении штата минобороны США
Главный слайд
Начало статьи
Поворот на сжатие
Путь лопатки
Выделить главное
Вкл
Выкл

Прочность титановых лопаток — самых нагруженных элементов отечественного авиационного двигателя ПД-14 — возрастет на 20%. Благодаря чему их ресурс повысится в два-три раза. Это, в свою очередь, значительно увеличит надежность и долговечность силовой установки самолета МС-21, сократив время на ее техническое обслуживание. Таких показателей удалось добиться с помощью особой технологии деформационной обработки титановых сплавов. В настоящее время уже создана экспериментальная партия деталей, которую испытают на предприятии, входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Ожидается, что технологию начнут применять в ближайшие пять лет.

Поворот на сжатие

МС-21 должен стать первым разработанным в России среднемагистральным авиалайнером, который пойдет в серийное производство.

В настоящее время мы ведем сертификационные испытания самолета МС-21-300, — сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации. — Полеты выполняют четыре машины, оснащенные импортными двигателями PW1400G-JM. И уже строится самолет МС-21-300, который пройдет летные испытания с отечественными двигателями ПД-14.

Как сообщили в компании, параллельно с испытаниями сейчас идет постройка первых лайнеров для поставки заказчикам.

По информации «Известий», российские ученые работают над увеличением ресурса отечественной силовой установки. В частности, одной из прорывных инноваций в этой области станет улучшение качества материалов, используемых для производства титановых лопаток. Именно эти детали являются ключевыми элементами современных газотурбинных авиадвигателей. Вращаясь на специальных дисках, они нагнетают воздух из окружающей среды и с силой выбрасывают его из мотора, тем самым приводя самолет в движение. Для такой работы требуется исключительная прочность, от которой напрямую зависит долговечность двигателя.

Самолет МС-21 

Самолет МС-21

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Значительно улучшить характеристики лопаток удалось российским специалистам, которые разработали уникальную технологию обработки материалов.

Титан и его сплавы имеют структуру, которая состоит из мелких зерен, по своей форме напоминающих сферы, — рассказала ведущий научный сотрудник Уфимского государственного авиационного технического университета Ирина Семенова. — Их диаметр составляет от 5 до 300 микрометров, и чем меньше размер зерна, тем прочнее получается материал. Используя новую технологию обработки, можно уменьшить их размер до 100 нанометров (0,1 микрона), что позволяет упрочнить сплав не менее чем на 20%.

Причем в отличие от традиционных способов работы с металлами (например, горячей прокатки) новая технология позволяет сохранить форму зерен и тем самым предотвратить снижение пластичности.

По словам разработчиков, для достижения таких результатов использовался метод деформирования под сверхвысоким давлением (до 6 гигапаскалей, или 52 тыс. атмосфер), которое возникает при прохождении заготовки по каналам из жаропрочного материала, находящимся под определенным углом друг к другу. При этом происходит всестороннее сжатие разогретого материала, в результате чего он становится ультрамелкозернистым. В дальнейшем получившаяся заготовка должна пройти стандартную термомеханическую обработку (например, методом объемной штамповки), необходимую для получения готовой детали.

Масштабирование технологии и ее внедрение на заводах авиационной промышленности планируется произвести путем изготовления необходимых пресс-форм, установив их в цехах, оснащенных мощными прессами. Кроме того, новые материалы можно получать при использовании метода радиальной ковки — на тех производствах, где ее применяют.

Путь лопатки

В настоящее время уже создана экспериментальная партия титановых лопаток повышенной прочности, которая пройдет испытания на предприятии ПАО «ОДК-УМПО», входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Ожидается, что в дальнейшем созданные по новой технологии детали будут устанавливать на двигатели ПД-14, которые планируется использовать на новом российском авиалайнере МС-21.

Новые изделия смогут дольше выдерживать те колоссальные вибрационные нагрузки, осевые и циклические напряжения, с которыми связана работа авиационного двигателя, — пояснила Ирина Семенова. — Ресурс деталей из нового материала (при условии 20% упрочнения) может быть увеличен в два-три раза, а повышение надежности скажется на безопасности полетов.

Турбовентиляторный двигатель  ПД-14

Турбовентиляторный двигатель ПД-14

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

По словам эксперта, установка новых деталей не потребует изменения регламентов технических проверок двигателей, поскольку им необходимо аналогичное обслуживание. При этом есть шанс, что сами контрольные мероприятия получится сделать менее частыми, что упростит эксплуатацию авиалайнеров.

Новую разработку оценили ученые из МИСиСа.

— Примененный метод равноканального углового прессования действительно позволяет получать уникальные свойства на различных металлах, увеличивая эксплуатационный ресурс изготовленных из них деталей, — подчеркнул заведующий лабораторией «Гибридные наноструктурные материалы» НИТУ «МИСиС» Александр Комиссаров. — На мой взгляд, абсолютно логично, что применение усовершенствованных материалов начнется именно с высокотехнологичных продуктов российского производства, одним из которых является авиадвигатель ПД-14.

Представители ПАО «ОДК-УМПО» отказались оперативно ответить на вопросы «Известий».

Ожидается, что освоение новой технологии на заводах авиационной промышленности произойдет в ближайшие пять лет.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением