Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия и Эстония запланировали создать совместную систему ПРО
Мир
ВСУ обстреляли химический концерн «Стирол» в Горловке
Политика
ЕГЭ станет обязательным на освобожденных территориях Украины через пять лет
Мир
Школы в Запорожье и Херсоне смогут выбирать формат изучения украинского языка
Мир
Китай поблагодарил Россию за поддержку в тайваньском вопросе
Мир
В Польше потребовали ввести режим стихийного бедствия из-за мора рыбы в Одре
Мир
Литва начала расследование в отношении блогера Шария
Культура
Китайские археологи обнаружили созданную 4300 лет назад скульптуру правителя
Мир
США сообщили о переброске в Европу 101-й элитной дивизии
Экономика
Цены на электричество в Европе побили рекорды
Мир
В Москве пообещали ответить на высылку российского дипломата из Черногории
Мир
Жители Херсона начали получать водительские удостоверения российского образца
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Более половины популярных интернет-ресурсов не позволяют удалить свой аккаунт простым нажатием кнопки, говорится в исследовании компании Digital Security (есть у «Известий»). Среди них такие сайты, как Asos, Uber, «Авито» и др. В компаниях пояснили, что стремятся обезопасить пользователей от случайного удаления аккаунта. Клиентам следует озаботиться возможностью отзыва своих персональных данных еще перед регистрацией на ресурсе, считают эксперты.

Обнуление в Сети

Исследование Digital Security покрыло 54 наиболее популярных российских интернет-ресурса. Аналитики создавали профиль человека на порталах с различной тематикой: в соцсетях, приложениях для знакомств, на туристических ресурсах, сервисах для доставки еды, платформах для обучения. А затем старались стереть всю информацию о личности.

Удаление нажатием на кнопку и подтверждением, например, с помощью кода из SMS, доступно только на 25 ресурсах (46% из числа проверенных), говорится в исследовании. Еще шесть порталов (11%) тщательно скрывают этот функционал. 18 из анализируемых сайтов (33%) предоставляют возможность удалить персональную информацию только через техподдержку, некоторые из них обязывают направить письменный запрос или его скан. На оставшихся пяти ресурсах (9%) удалить аккаунт не получилось вовсе, сообщается в исследовании.

С легкостью удалить страничку можно, например, на сервисе для поиска работы HeadHunter, в приложении для знакомств Tinder, мессенджере What’s App, интернет-магазинах Ozon и Wildberries. Социальная сеть «Одноклассники» предоставляет возможность стереть личную информацию, но тщательно прячет информацию об этом: для этого нужно найти лицензионное соглашение и пролистать его до конца, там будет ссылка «отказаться от услуг».

На доске объявлений «Авито», а также в сервисе доставки продуктов Igoods удалить страницы можно, только написав запрос в техподдержку на сайте. Стереть данные таким способом также можно в онлайн-ритейлере Lamoda, но для этого нужно направить фото заполненного от руки бумажного заявления с паспортными данными. Delivery Club требует отправить письменное заявление, говорится в исследовании.

данные
Фото: Depositphotos

Стереть информацию у аналитиков не получилось, например, из приложения такси Uber Russia: после формального удаления через специальную кнопку в аккаунт по-прежнему можно было зайти с тем же номером телефона, увидеть историю поездок и все привязанные банковские карты. Переписка с техподдержкой не привела к желаемому результату, подчеркивается в исследовании. На сайте онлайн-ритейлера ASOS на момент подготовки исследования функциональность удаления аккаунта вовсе не работала.

Люди могут терять веру в безопасное хранение персональных данных на фоне регулярных взломов и утечек. Кто-то хочет минимизировать эти риски для себя. Пользователи также желают таким образом отказаться от спама. Некоторые удаляют информацию перед трудоустройством, чтобы скрыть лишние сведения о себе в Сети, пояснили причины закрытия аккаунтов аналитики Digital Security.

Они добавили, что часть пользователей подвергается киберсталкингу — преследованиям человека в интернете, которое сопровождается навязчивым вниманием к жертве и даже угрозами в ее адрес по всем каналам взаимодействия.

Безопасности ради

«Известия» направили запросы во все упомянутые компании. В сервисе доставки продуктов Igoods сообщили, что должны идентифицировать человека, перед тем как сотрут его аккаунт, чтобы исключить вариант удаления по ошибке. Технически это непростая процедура, отметили в сервисе. Там добавили, что в 2020 году таких заявок поступило около 10–15, чаще всего люди случайно создают два аккаунта и просят один из них удалить.

В Delivery Club сообщили, что подобные запросы приходят лишь несколько раз в год, поэтому отдельной функции для них не разработано. В связи с этим запрос обрабатывается в письменном виде.

— Любой пользователь Lamoda может закрыть свой аккаунт, обратившись в call-центр. Срок обработки одного запроса обычно не превышает двух часов. Число подобных клиентских запросов крайне мало, в связи с чем опция не выведена в интерфейс, — сообщили «Известиям» в Lamoda.

данные
Фото: Depositphotos

По словам директора по информационной безопасности Ozon Александра Болотова, их пользователи могут изменить или удалить личные данные самостоятельно в любой момент. Найти кнопку несложно, но она расположена так, чтобы минимизировать риск случайного нажатия. Клиенты Wildberries могут полностью удалить свои данные через личный кабинет, а при появлении сложностей обратиться к специалистам техподдержки, рассказали в пресс-службе ритейлера.

По закону «О персональных данных», гражданин вправе потребовать от оператора их блокировки. За немотивированный отказ предусмотрена административная ответственность, сообщили «Известиям» в Роскомнадзоре. В службе отметили, что реализация технической возможности стереть сведения определяется оператором самостоятельно.

Правила хорошего тона

Опция по удалению аккаунта должна быть на видном месте — это правила хорошего тона, отмечает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. По его словам, компании и сервисы не любят, когда от них уходят клиенты, и всеми способами пытаются их удержать. Но решение пользователя покинуть платформу не должно сопровождаться хитрыми манипуляциями, как бы это ни было выгодно бизнесу, добавляет эксперт.

— Вопрос защиты персональных сведений граждан сейчас особенно актуален. Большинство онлайн-ресурсов, у которых полно ценной информации, не уделяют должного внимания безопасности баз клиентов. Утечка из одних ресурсов быстрее монетизируется, другую информацию косвенного характера злоумышленники также могут использовать, применив методы социальной инженерии: позвонить и узнать номер PIN-кода, разовые пароли доступа или иные данные, — рассказал Владимир Ульянов.

данные
Фото: Depositphotos

Учитывая развитие технологий и одновременно совершенствование мошеннических схем каждому пользователю перед тем как создавать аккаунт в онлайн-платформах необходимо проверять функцию удаления аккаунта, уверен советник по науке ректора Сколтеха Григорий Кабатянский. А компаниям, чтобы защитить своих клиентов — усилить внутренний контроль, чтобы предотвратить сливы информации.

Читайте также
Реклама