Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Корабль «Союз МС-27» с тремя космонавтами приземлился в Казахстане
Мир
The Times сообщила о плане ЕС огласить решение по активам РФ
Происшествия
В Новосибирске эвакуированы 670 человек из-за пожара в колледже
Общество
Эксперт рассказала о возвращении покупателей на рынок де-люкс-недвижимости
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Армия
Герасимов назвал взятие Красноармейска важнейшим этапом освобождения Донбасса
Мир
В Китае оценили поддержку России на фоне напряженности в отношениях КНР и Японии
Общество
ФСБ задержала фигурантов незаконного оборота драгметаллов в Магаданской области
Мир
Литва объявила чрезвычайное положение из-за воздушных шаров из Белоруссии
Общество
В аэропорту Нальчика ввели временные ограничения на полеты
Наука и техника
Нейроинтерфейс для контроля человека в VR-среде создали в России
Общество
Суд в Новосибирске назначил Илье Пономареву 12 лет за оправдание терроризма
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Мир
Итальянский певец Сандро Джакоббе умер на 76-м году жизни
Общество
Число пострадавших при атаке БПЛА на Чебоксары выросло до девяти

Монументальные войны

Политолог Евгения Пименова — о том, к чему приводит разрушение исторических памятников
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Разразившаяся в США война с памятниками вышла на новый виток. После того как активисты антирасистского движения Black Lifes Matter в нескольких американских штатах снесли многочисленные монументы, теперь уже не дожидаясь разъяренной толпы, Музей естественной истории США решил демонтировать расположенный у входа в здание конный памятник 26-му американскому президенту, республиканцу, лауреату Нобелевской премии мира за 1906 год Теодору Рузвельту (премию он получил за посредничество в подписании Портсмутского договора между Россией и Японией в русско-японской войне 1904–1905 годов).

Билл де Блазио, мэр Нью-Йорка, заметил, что сам памятник уже давно считают символом дискриминации — именно поэтому музей попросил убрать его, так как находящиеся рядом с Рузвельтом африканец и индеец выглядят «порабощенными и расово неполноценными». При этом за Рузвельта вступился однопартиец Дональд Трамп: «Нелепо, не делайте этого», — написал президент США в своем Twitter.

Несмотря на то что «война с памятниками» — исторически довольно распространенный инструмент утверждения новых ценностных парадигм, происходящее в последние недели в США всё больше напоминает сюрреалистический кинематограф. Толпы протестующих сносят, обезглавливают или обливают краской памятники исторических деятелей, «замаравших» себя колониальной риторикой и поддержкой рабовладельческого строя, — уже пали президент Джефферсон Девис, Джордж Вашингтон, многочисленные генералы конфедерации, а также первооткрыватель Америки Христофор Колумб. Политики и полицейские символически преклоняют колени, отдавая дань уважения погибшим от полицейского произвола афроамериканцам, а также выражая несогласие с историческим угнетением чернокожего населения США.

«Революционный» задор перекинулся и в Европу: за поддержку расовой дискриминации во Франции досталось, например, генералу де Голлю, в Бельгии — королю Леопольду II. В Великобритании пострадал монумент Уинстона Черчилля, кроме того, тысячи людей подписали петицию с требованием закрыть «за рабовладельческое прошлое» газету The Guardian. В Берлине призывают переименовать станцию метро Mohrenstrasse («Улица Мавров») в «Улицу имени Джоржда Флойда» (напомним, что катализатором нынешних протестов выступила гибель в Миннеаполисе афроамериканца Джорджа Флойда, которого полицейский убил при задержании за нарушения). Стихийные переименования улиц начались и в Риме.

Очевидно, что нынешний всплеск имеет серьезные социально-культурные, а также и политические причины, с которыми надо разбираться детально. Однако, не умаляя благородных порывов движения Black Lifes Matter, всё же кажется, что тотальная война с памятниками — это опасный путь, ведущий к полной деконструкции истории. Почему, например, протестующие ограничились лишь сносом памятника рабовладельцу и отцу-основателю США Джорджу Вашингтону? Следуя этой логике, необходимо тогда переименовать и столицу Соединенных Штатов, дав ей более политкорректное название. Или, к примеру, почему Демократическая партия США, которая исторически возникла как общественное объединение, представляющее интересы крупных землевладельцев и работорговцев, ограничивается лишь коленопреклонением председателя палаты представителей конгресса США Ненси Пелоси? Следовало бы вовсе прекратить деятельность этой политической силы, исторически базирующейся на порочных идеях расового превосходства. И ряд подобных примеров можно продолжать бесконечно.

Иными словами, это ящик Пандоры, который приведет к тому, что нужно будет вообще полностью запретить Америку, Запад. И вообще — уже кажется, что гораздо проще будет основать Землю заново и строить новый мир — благородный, толерантный, похожий на Эдем. Однако это лишь фантазии, а реальность заключается в том, что наш мир несовершенен, более того — он жесток и несправедлив, его развитие проходило через различные сложные и драматические этапы и темные исторические страницы. В этом мире были рабовладение, апартеид, нацизм и фашизм, антисемитизм и масса иных порочных явлений. Многие из них до сих пор не проработаны, причем речь идет не только о США. К примеру, в ходе колониальной экспансии в Юго-Восточную Азию Великобритания дважды спровоцировала чудовищный голод в Бенгалии (сейчас эта территория разделена между Индией и Бангладеш), приведший к гибели миллионов людей: в конце 60-х – середине 70-х годов XVII века и в 40-х годах ХХ века.

США, Европе и в целом коллективному Западу, достигшему определенного уровня понимания прав человека, гражданских свобод и прочего, сегодня важно стараться преодолеть и исправить собственные исторические ошибки. История — это тяжелый эволюционный процесс. Нельзя просто взять и вымарать какие-то его фрагменты, аргументируя это современной неполиткорректностью.

Адекватный пример в этом смысле можно найти в современной германской практике проработки прошлого. Так, на одной из средневековых немецких церквей в городе Виттенберге есть издевательский антисемитский барельеф: там изображены евреи, сосущие свиноматку, и раввин, смотрящий ей под хвост. Данный мотив был широко распространен в немецких церквях позднего Средневековья, и подобные изображения есть еще на нескольких культовых сооружениях. Также на виттенбергском барельефе выбита цитата из антииудейского памфлета основоположника немецкой Реформации Мартина Лютера. Разумеется, еврейские объединения и многочисленные активисты, расценивая скульптуру как оскорбление, на протяжении долгого времени требовали ее немедленно демонтировать в судебном порядке. Но в феврале 2020 года суд признал, что мотив действительно может быть признан оскорбительным, однако в архитектурно-историческом контексте скульптура является частью культурного наследия и не может быть уничтожена. Более того, она обязана остаться на своем месте — как часть темных страниц немецкой истории и как живое напоминание о чудовищности и порочности антисемитизма, возведенного в ранг государственной политики.

Думается, что в этом отчасти заключается взвешенный и рациональный подход к собственному историческому прошлому. К тому же война с символами, очевидно, не несет никаких финансовых выгод для афроамериканского населения США. Для того чтобы повышать их уровень жизни, стоит говорить об образовательных, социальных реформах, формировании соответствующих финансовых и политических рычагов по улучшению ситуации. Насколько всему этому поспособствует тотальное разрушение памятников — вопрос спорный.

Автор – научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир