Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Запахло бензином

Аналитик Александр Фролов — о том, ждать ли автомобилистам роста цен на заправках
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обновились исторические максимумы биржевых индексов на бензин. В памяти многих всплыли события мая-июня 2018 года, когда вслед за биржевыми котировками вверх поползли розничные цены, подскочив за непродолжительный период на 10%. Но нынешняя ситуация, по всей видимости, связана с отменой режима самоизоляции, поэтому рост индексов вряд ли приведет к резкому и долговременному повышению цен на заправках.

В середине июня биржевой индекс бензина Аи-95 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже перешагнул отметку 56 тыс. рублей за тонну. Таким образом, котировки установили рекорд для СПбМТСБ за весь период наблюдений. Ободренный таким успехом Аи-95 решил не останавливаться на достигнутом и продолжил рост. Максимальная отметка была зафиксирована 18 июня и составила 57,3 тыс. рублей за тонну. Уже 19 июня она немного снизилась — до 57,2 тыс. рублей.

Предыдущие рекорды наблюдались в мае и октябре 2018 года. Именно тогда в России случился ценовой кризис на розничном рынке моторного топлива. Произошло это из-за идеального шторма — в одной точке сошлось сразу несколько неблагоприятных факторов. В первую очередь — резко подорожала нефть. С отметки в $67 в январе она выросла до $80 за баррель в мае. Параллельно с этим произошло резкое ослабление рубля. Из-за сочетания этих двух факторов в течение весны черное золото рекордно подорожало на 1 тыс. рублей — до 5 тыс. рублей за баррель. Чтобы понять, насколько это много, достаточно знать, что долгое время до этого цены колебались в пределах 3 тыс. рублей.

Рост нефтяных котировок привел к резкому увеличению налога на добычу полезных ископаемых, который занимает одно из ведущих мест в структуре цены нефтепродуктов в нашей стране. Разумеется, ряд экспертов предлагают не учитывать этот налог, но они объясняют это сомнительным в данном случае опытом стран, являющихся нетто-импортерами нефти. Всего за год размер налога вырос почти в два раза.

И без того налоговое бремя на нефтепереработку росло с 2014 года. Так, размер акциза на бензин (в пересчете) увеличился с 4 рублей за литр до 8,4 рубля за литр. Сегодня его размер составляет порядка 9,5 рубля за литр.

Традиционный метод борьбы с резким ростом биржевых цен со стороны государства — увеличение предложения. Но в той ситуации это закономерно не сработало. Зато резкий рост розницы удалось остановить после снижения акциза в полтора раза. Кроме того, в начале лета немного подешевела нефть. Она занимает относительно небольшую долю в структуре цены. Но произошедшее благотворно сказалось на налогах, вшитых в себестоимость продукции.

Повторный виток кризиса случился в октябре 2018 года, когда вновь резко выросла цена на нефть — до $85, или 5,5 тыс. рублей за баррель. В любом случае для нашего рынка не очень важно, сколько стоит нефть в долларах. Куда важнее, сколько она стоит в рублях. Долгосрочного ценового кризиса удалось избежать благодаря взаимодействию государства и крупнейших нефтегазовых компаний, а также резкому снижению цен на нефть, которое произошло на фоне перепроизводства черного золота в США.

Но что принципиально отличает ситуацию 2018 года от нынешней, так это поведение биржевых индексов Аи-92. В мае 2018-го они поднимались до 55 тыс. рублей за тонну (около 41,2 рубля за литр). В нынешних условиях их рост не превышал 50,9 тыс. за тонну (38,2 рубля за литр). И в целом уровень котировок на Аи-92 находился в пределах сезонной нормы.

По ряду оценок, этот вид бензина занимает около 40% всей корзины моторных топлив в нашей стране. Объемы потребления Аи-95 значительно меньше. Для выявления потенциальной кризисной ситуации куда важнее поведение более массового и востребованного бензина.

Стоит также отметить, что и котировки дизельного топлива не демонстрировали аномального поведения. В середине июня прошлого года они достигали 49 тыс. за тонну, аналогично и сегодня.

Иными словами, из традиционных моторных топлив проблемы наблюдаются только у Аи-95. Притом если мы посмотрим на ситуацию хотя бы в масштабе последних четырех месяцев, то увидим, что биржевые индексы 95-го бензина во второй половине апреля обновили минимальные отметки, опустившись ниже 40 тыс. за тонну. Это было следствием упавшего спроса. И отчасти — снизившегося вслед за рублевой ценой на нефть налогового давления на нефтепереработку. Средние цены на бензин в России в этот период также падали.

Резкое подорожание Аи-95 в середине июня, судя по всему, связано со стремительным ростом спроса, который произошел из-за отмены или частичного снятия ограничительных мер, принимавшихся для борьбы с COVID-19 во многих регионах нашей страны. По всей видимости, независимые игроки, столкнувшись с увеличившейся потребительской активностью, создали ажиотаж на бирже. После того как он спадет, а также повысится объем реализуемого на бирже топлива, индексы вернутся к нормальным для этого времени года уровням.

При этом не исключено, что небольшие, наиболее чувствительные к биржевым перепадам сети могут поднять цены на своих заправках. Но такая ситуация при сохранении нынешней динамики роста спроса продлится недолго. Тем более что критических проблем с предложением со стороны нефтеперерабатывающих заводов в масштабах страны нет.

Автор — аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир