Сергей Капков пришел в гости к Кириллу Серебренникову

На «Винзаводе» в рамках проекта «Платформа» (руководитель — Кирилл Серебренников) состоялась дискуссия «Русский театр: что нам со всем этим делать?» В переполненном зале Цеха Белого собрались студенты театральных вузов, актеры, критики, директора, действующие и недействующие чиновники.
Причиной ажиотажа стал специальный гость — новый глава департамента по культуре Москвы Сергей Капков. Немногословный руководитель, сменивший в этом году Сергея Худякова, успел снискать себе славу реформатора. Деятели культуры возлагают на Капкова большие надежды с тех самых пор, как он вернул из добровольной ссылки Анатолия Васильева и начал облагораживать московские парки.
Во вступительном слове Сергей Капков озвучил намерения департамента финансировать «Школу театрального лидера» (бесплатные послевузовские курсы повышения квалификации) и давать гранты молодым режиссерам, которые получат возможность ставить спектакли на любых театральных площадках Москвы.
Попутно он сослался на статистику: средний возраст худрука в столице — 64,5 года, более ста театров находятся на попечении департамента по культуре, к сожалению, худруки подведомственных столичных театров неохотно сотрудничают с молодой режиссурой. Впрочем, молодых режиссеров Капков тоже пожурил — не хотят взвалить на себя груз художественного управления театром.
Худрук Театра имени Гоголя Сергей Яшин и директор Театра имени Ермоловой Марк Гурвич в основном говорили о своих прошлых достижениях. Молодой худрук Евгений Писарев, напротив, искренне делился ежедневными проблемами, с которыми столкнулся, когда возглавил Театр имени Пушкина.
Константин Богомолов, пока не познавший радости художественного руководства, призывал к радикальным мерам — безжалостно избавиться от мертвых театральных коллективов. Серебренников заступился за старших коллег:
— Мне жалко людей. Если завтра мы воспользуемся советом Кости и выгоним артистов, они пристегнут себя наручниками у дверей департамента и совершат акт самосожжения. Победит тот человек, который предложит идею, как сохранить лучших людей, ведь в каждой труппе есть талантливые актеры.
Недавно назначенный на пост глава Центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков страстно настаивал на необходимости воспитания нового поколения театральных деятелей. Идеолог и создатель стартующей в феврале «Школы театрального лидера» уверен, что программа обучения молодых специалистов не готовит их к работе в театре на должном уровне.
— Наши цели — создать сообщество грамотных театральных людей, которые будут готовы прийти командой работать в театр. Театру нужны лидеры, способные осуществить свои идеи, — резюмировал Рыжаков.
Разговор так или иначе возвращался к актуальным политическим событиям. Театральные деятели временами напоминали участников митинга на Болотной, но они были услышаны. Подводя итоги встречи, новый глава департамента предложил собравшимся альтернативу хождениям на массовые мероприятия:
— Если вы театральное сообщество — объединитесь на чем-нибудь позитивном.
Осталось найти устраивающий всех позитив. Но это, вероятно, тема следующей дискуссии.