Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Капитан рассказал о спасении потерявшей ход в Белом море яхты

0
Фото: ЦМЭИ ИО РАН
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Капитан научно-исследовательского судна (НИС) «Академик Николай Страхов» Леонид Сазонов рассказал «Известиям» подробности спасения яхты «Крейсер», потерпевшей бедствие в водах Белого моря.

Его судно первым пришло на помощь яхте и сопровождало ее до прибытия научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», которое взяло «Крейсер» на буксир по пути в Архангельск.

Яхта вышла в море 30 июля вопреки неблагоприятному прогнозу. Судно держало курс на Новую Землю, однако в районе Горла Белого моря у него вышел из строя двигатель и лодка потеряла управление. На борту находились два члена экипажа и четыре сотрудника заповедника «Русская Арктика».

«Академик Николай Страхов»

Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» вышло из Архангельска на переход в Калининград 29 июля. Была ветреная погода и неспокойное море. К утру 30 июля «Страхов» пробивался к выходу из Горла Белого моря в Баренцево.

«В шесть утра 30 июля на траверзе островка Сосновский по УКВ мы услышали вызов бедствия с яхты «Крейсер», по координатам совсем рядом. Яхту дрейфовало на якоре с намоткой на винте. Близкие беломорские берега в таких случаях моряков не радуют — неуправляемое судно штормовым ветром может выбросить на отмель и раздробить о камни в считаные минуты многометровой волной наката. Шансов выжить мало», — рассказал капитан судна.

По его словам из современных технических средств у яхтсменов при себе были лишь УКВ-рация и GPS-навигатор. Из-за высоких волн радар не замечал яхту. Обнаружить ее удалось, лишь подойдя вплотную по координатам.

«Признаки бедствия очевидны — на носовом штаге ветер треплет обрывки стакселя. Вышли через спутник на связь с морским координационно-спасательным центром в Архангельске. Доложили о ситуации и получили распоряжение оставаться в районе бедствия, оказывать помощь яхте и быть координатором на месте спасательной операции», — отметил морской капитан.

Шторм

Из-за шторма движение в Горле Белого моря почти прекратилось. Ни о каких специализированных спасательных судах береговой центр не сообщил. Для авиации погода на ближайшие сутки также оказалась нелетная.

Спустить катер и забрать людей на борт в такую погоду оказалось невозможно. Капитан «Академика Николая Страхова» принял решение попытаться взять яхту на буксир и отвести в безопасное место. Однако оба линемета на судне дали осечку (линемет предназначен для подачи проводника буксирного троса с одного судна на другое). В результате остался только вариант подать трос вручную.

«Ветер 25–30 м/с, с частыми порывами. Яхту бросает на волнах, судно сильно раскачивает, когда оно стопорит ход, и его разворачивает лагом к волне. Сильный дождь и очень слабая видимость», — описал обстановку в районе спасательной операции Сазонов.

Экипажи судна и яхты попытались попасть тросом на корму друг друга. Одна из таких попыток увенчалась успехом, однако позже буксирную линию обрезало о стальной угол при рывках на волне.

«Во время последней такой попытки яхту порывом ветра и волной прижало к левому борту судна, мачта прошлась по шлюпке, срезала найтовы, шлюпка начала раскачиваться и биться о конструкции шлюпбалок», — рассказал капитан морского судна.

Волнение на море усилилось. В итоге попытки взять яхту на буксир были прекращены, и «Страхов» начал просто сопровождать судно, пытаясь не потерять с ним визуальный контакт.

Потеряли, нашли и спасли

Из-за сильного дождя яхту без освещения стало не видно. Однако яхтсмены по радио сообщили, что наблюдают «Академика Николая Страхова» благодаря палубному освещению на судне. Позднее радиосвязь с «Крейсером» пропала.

Судно начало ходить поперек предполагаемой линии дрейфа яхты галсами, пытаясь обнаружить ее в редких просветах, но безрезультатно.

Ближе к вечеру 30 июля береговой пограничный пост мощным радаром засек неопознанную цель ближе к берегу. Видимость слегка улучшилась. Судно подошло к дрейфующей яхте на дистанцию кабельтова (около 185 м) и продолжило следить за ней в лучах прожекторов.

Вскоре спасательный центр передал сообщение, что со стороны Баренцева моря в район спасательной операции по пути в Архангельск следует НИС «Профессор Молчанов», который по подходе поступает в распоряжение «Академика Николая Страхова».

Волнение на море стало утихать, и следить за яхтой начал подошедший «Профессор Молчанов», сказал капитан Сазонов.

«Под утро 31 июля ветер ослабел, стало возможно безопасно подойти к яхте и завести буксирную линию. Уступаем почетное право спасителя «Профессору Молчанову». Он дотащит яхту по пути до Архангельска, а мы в шесть утра по распоряжению центра заканчиваем участие в спасательной операции и вольны следовать по назначению. Ровно сутки адреналина и бессонницы», — заключил он.

Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» спустили на воду в 1985 году. С 2015 года судно находится в оперативном управлении Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Судно длиной 75,5 м и шириной 14,7 м имеет водоизмещение 2,6 тыс. т.

Прямой эфир