Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Черноморская кухня станет одной из 15 самых популярных в мире к 2025 году, полагают в Федерации рестораторов и отельеров. Из чего эта кухня состоит, какие страны кроме России участвуют в проекте и почему в нашей стране (практически) нет гастрономического туризма, на круглом столе «Черноморская кухня / Black Sea Cuisine», организованном Федеральным агентством по туризму Российской федерации при поддержке Министерства сельского хозяйства, Министерства промышленности и торговли и Министерства иностранных дел, рассказал вице-президент ФРиО Владимир Баканов. Подробности — в материале портала iz.ru.

Когда звучит словосочетание «черноморская кухня», в сознании всплывают копченые рыбины с жареной кукурузой и чебуреки с теплой газировкой. Помирить такой колорит с хоть сколько-нибудь высокой кухней пока, очевидно, не получается. И чем угощают (или должны угощать) в престижных крымских или сочинских ресторанах, знают только рестораторы.

С такой проблемой столкнулась Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) в 2007 году. Тогда после объявления Сочи столицей зимней Олимпиады было решено продвигать этот бренд.

Фото: Depositphotos

Никто не знает про черноморскую кухню

— Мы проанализировали несколько сотен рейтингов и исследований узнаваемости и предпочитаемости той или иной кухни. И обнаружили, что ни одна из кухонь ни одной из стран Черноморья не попадает в топ-50, — отметил Владимир Баканов. — О них в мире никто не знает ничего. За исключением разве что турецкой. Наверное, потому что турки расселились по всей планете и их иногда вспоминают.

Владимир Баканов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России

Затем мы провели исследование в России, Болгарии и Турции. Первый вопрос: «Вы знаете, что такое черноморская кухня?» — «Да, знаем». Второй вопрос: «Назовите пять блюд, которые являются наиболее характерными для черноморской кухни». Всё. Никто практически не отвечает.

Дополнительный импульс развивать бренд появился после Олимпийских игр, когда стало понятно, что построенную инфраструктуру можно и нужно использовать круглый год, а туристический сезон каким-то образом продлевать.

— Если кухню удастся создать, удастся увеличить сезон чуть-чуть. Гостиниц огромное количество, но сезон — 13 недель. Максимум 16, если Бог «поцеловал» этот год. После этого они мертвые стоят, — сказал Баканов.

У вице-президента ФРиО достаточно жесткие взгляды на то, что может входить в региональную кухню и быть основой гастрономического туризма в Причерноморье. Как и на само понятие гастрономического туризма. Его, по мнению Баканова, в России пока практически нет.

— Кто такие гастрономы? Это знатоки и любители тонких блюд. Это те, кто потребляют пищу ради двух вещей. Первая — получение удовольствия. Вторая — они демонстрируют таким образом свой социальный статус, — пояснил Владимир Баканов. — Говорят, что у нас в стране 6–8% гастрономов. Французы претендуют на 20%, но там эта доля тоже снижается.

Соответственно, и гастрономический туризм — это туризм для гастрономов. Для них главным мотивирующим фактором посещения конкретного места, региона или страны является стремление получить удовольствие от потребления известного и востребованного регионального продукта, блюда или напитка, настаивает эксперт.

Владимир Баканов

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— Я буду очень приятно удивлен, если возникнет турпоток, который будет ехать в Крым ради того, чтобы что-то съесть. Но я гарантирую, что наличие моря всегда будет главным фактором. Если человек съездил на море и еще что-то поел — здорово. Это гастрономическая составляющая его поездки — пляжного туризма. И не имеет никакого отношения к гастрономическому туризму. Но если он приехал в Крым белый и уехал белый и всё это время наслаждался крымской гастрономией, тогда он гастрономический турист, — подчеркнул представитель ФРиО.

Известные и востребованные продукты

Пожалуй, главная причина почти полного отсутствия в стране въездного и внутреннего гастрономического туризма — в том, что известных и востребованных региональных продуктов слишком мало.

— Если у вас есть пармская ветчина, из нее условно можно сделать блюдо и накормить людей. Если у вас есть вологодское масло, нельзя им накормить людей, сделать из этого меню. Нужна критическая масса, которая позволит сделать меню: салат, основное блюдо и десерт, — пояснил вице-президент федерации. С тeм же связана его претензия к гастрономическим фестивалям.

Владимир Баканов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России

99,9% всех фестивалей в России, которые мы называем гастрономическими, относятся к категории еды и напитков. Потому что 90% всей еды и напитков, которые потребляются на этих фестивалях, это стритфуд. Если они гастрономические, то должны удовлетворять вкусовые ожидания гастрономов.

— В Европе люди очень хорошо понимают, что такое гастрономический туризм. И в США стали понимать. Если заметили, бостонский фестиваль Food & Wine не называется больше гастрономическим, потому что там тоже люди изучили французский опыт и сказали, что это не совсем корректно. Это фестиваль еды и напитков, — добавил эксперт.

Поиском продуктов и блюд, которые можно будет сделать со временем известными и востребованными, ФРиО занимается уже несколько лет, а вместе с ней эксперты из разных стран, например болгарский шеф Желязко Каракашев. Они выбирают 50 блюд и 25 уникальных региональных продуктов. Процесс этот завершен на 80%, так что к 2020 году черноморская кухня должна стать отдельной категорией с четким описанием ее элементов.

Фото: Depositphotos

— Невозможно в одну кухню загнать 200–250 продуктов, а их примерно такое количество. Соответственно, мы делаем селекцию топ-50 блюд и топ-25 продуктов. Это, к примеру, сыры, колбасы, которые имеют географическое указание, — уточнил замглавы ФРиО.

На вопрос, что именно из географических продуктов войдет в эти топы, Баканов назвал «болгарский аналог» пармской ветчины «Елена», произрастающую там пряность любисток, ялтинский лук, который растет всего в нескольких поселках с особой влажностью и собирается только в августе.

— У него 3–5 слоев, и он действительно сладкий. На этом можно сделать очень хороший бизнес, но пока это вряд ли возможно, — сказал он.

Имперское влияние

Среди блюд будущей черноморской кухни болгарские же омлет миш-маш и суп из рубца Шкембе чорба. Так много болгарских примеров потому, что развитием бренда заинтересовались в прибрежных городах Турции и Болгарии, где также хотели бы сделать хотя бы часть своей национальной кухни известнее. Черноморские города Румынии, Украины, Грузии и Абхазии пока не удалось привлечь в проект. Именно на уровне городов, а не государств ФРиО ищет сторонников.

Владимир Баканов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России

Чтобы не вступать в конфликты с государствами — не всё просто обстоит с Крымом и его признанием некоторыми странами, не всё просто с Абхазией — мы решили, что выгодоприобретателями этого проекта должны стать только города побережья, вне зависимости, на территории какой современной страны они находятся.

В кухне этих прибрежных городов, по словам Баканова, есть много общего, потому что они вместе подпадали под влияние разных империй.

— Исторически Черное море — уникальная территория. На нее влияла Древняя Греция, Римская, Византийская, Монгольская, Османская империи, итальянские республики, Россия и Австро-Венгрия. Сильнее всего повлияла Османская, которая больше всего слов принесла: долма, сарма, которая присутствует и в Краснодаре, и в Болгарии, и в Турции, — говорит эксперт.

Фото: Depositphotos

Программа развития проекта, поддержанная в том числе Ростуризмом и озвученная в болгарском городе Варне на форуме Организации черноморского экономического сотрудничества, предполагает, что после выбора 50 блюд и 25 продуктов эксперты подберут вина, которые будут лучше всего с ними сочетаться. Преимущественно автохтонные, то есть сделанные из винограда, произрастающего только в этом регионе. К тому же они должны разливаться не дальше 100 км от побережья: «всё, что дальше, уже имеет другое, континентальное влияние, свои особенности и уже напрямую не связано с Черным морем».

Всё это войдет в рецептурный справочник, без которого, как отмечает Владимир Баканов, не может быть и кухни. Потом будут выбраны 5–7 основных блюд, которые будут продвигаться как флагманы черноморской кухни и «тянуть» за собой всё остальное.

Прямой эфир