Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Захарова назвала ОДКБ эффективной структурой обеспечения безопасности
Авто
УАЗ поднял цены на весь модельный ряд
Армия
Российским военнослужащим в зону спецоперации к Пасхе привезли куличи
Общество
В Ростове суд приговорил украинца к 18 годам колонии за участие в нацбатальоне
Мир
Захарова пообещала жесткий ответ на случай блокировки судов РФ в Балтийском море
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
СМИ узнали о влиянии на выпуск Boeing 787 отказа от запчастей из РФ
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Политика
В Госдуме ответили на обвинения НАТО в злонамеренных акциях
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В День Победы многие из нас будут смотреть сами и показывать детям и внукам фильмы о той страшной войне, что закончилась 73 года назад. Наверняка в списке для просмотра будут и классические, всеми любимые картины, от «Судьбы человека» Сергея Бондарчука до «Иди и смотри» Элема Климова, и работы современных кинематографистов — например, «Брестская крепость» Александра Котта или «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого. Не забудут и о «Белорусском вокзале», «А зори здесь тихие...», «В бой идут одни старики». Кто-то включит в проигрывателе фильмы бывших союзников по антигитлеровской коалиции — и среди них найдется несколько достойных, хотя бы «Ярость» Дэвида Эйра или «Враг у ворот» Жан-Жака Анно. Но среди фильмов о Второй мировой есть немало прекрасных, порой знаковых для своего времени картин, которые незаслуженно забыты сегодняшними зрителями. Портал iz.ru решил напомнить о них.

«Танк «Клим Ворошилов – 2» (1990)

Режиссер: Игорь Шешуков

Последний фильм рано ушедшего из жизни советского режиссера с непростой судьбой (самая известная его картина, спортивная драма «Вторая попытка Виктора Крохина» пролежала на полке 10 лет; кстати, именно для нее Высоцкий написал свою «Балладу о детстве»). Редкий пример «перестроечного» кино без дешевой сенсационности и чернухи; фильм по большому счету практически артхаусный — переходы от черно-белого кадра к цвету напоминают, пожалуй, о Виме Вендерсе. Действие происходит в первые дни войны. Среди хаоса отступления курсант-танкист обнаруживает брошенный КВ-2. Наскоро собрав экипаж из местных гражданских, он занимает оборону на окраине городка, приняв первый и последний бой против превосходящих сил нацистов.

«Командир счастливой «Щуки» (1972)

Режиссер: Борис Волчек

Борис Волчек, знаменитый оператор, работавший с Михаилом Роммом, сам занялся режиссурой только в 1960-е. «Щука» — его третья режиссерская работа и последний фильм (кинематографист умер в 1974 году). В 1970–1980-е на этот фильм о подвиге советских подводников валом валили мальчишки — благо он часто шел в кинотеатрах повторного фильма. Довольно продвинутые по тем временам комбинированные съемки в эпизодах боевых операций субмарины, местами грубоватый, но аутентичный флотский юмор и суровая служба подводников Заполярья — с минимальной «лакировкой действительности».

«Они шли на Восток» (1964)

Режиссеры: Джузеппе Де Сантис, Дмитрий Васильев

Советско-итальянский фильм, снятый во времена потепления отношений с Западом. Попытка (и удачная) посмотреть на войну глазами противника. Эпическая, почти трехчасовая драма о заброшенных волей диктатора Муссолини в русские степи итальянских парнях, презираемых немецкими «союзниками», замерзающих и гибнущих от советских пуль один за другим. Сцена, в которой героиня Жанны Прохоренко бежит через подсолнухи с отказавшимся стрелять в нее рядовым Бадзокки (Лев Прыгунов), — пожалуй, одна из самых возвышенно-трагичных в кинематографе ХХ века. Основой сценария послужили воспоминания выживших солдат итальянского экспедиционного корпуса. В небольшой роли капитана-военврача снялся тогда еще мало кому известный Питер Фальк, впоследствии прославившийся ролью комиссара Коломбо в одноименном сериале.

«Человек № 217»

Режиссер: Михаил Ромм

Блестящая пропагандистская (и этого слова не надо стесняться — фильм был снят в разгар войны) работа знаменитого режиссера, оборачивающаяся напряженной драмой, обличающей «обыкновенный фашизм» во всей его мерзости. История бежавший из немецкой неволи Тани Крыловой, «остарбайтера № 217», рассказана в жутких подробностях от первого лица и удивительным образом резонирует с реалиями сегодняшнего дня. Поводом для исповеди героини Елены Кузьминой становится жалость, проявленная простой русской бабой к хромому немецкому пленному («наверно, насильно такого на войну погнали»). Вероятно, фильм стоило бы показать в некоторых школах Нового Уренгоя.

«Один шанс из тысячи» (1968)

Режиссер: Леон Кочарян

Один из лучших отечественных военных боевиков, соавтором сценария которого выступил сам Андрей Тарковский, а главную роль капитана Мигунько исполнил его любимый актер Александр Солоницын. История об отряде разведчиков, в ходе внезапной импровизации захватывающих разведшколу абвера в Крыму, выглядит, конечно, неправдоподобной — но на добрые четыре десятилетия опережает схожий сюжет, развитый Тарантино в «Бесславных ублюдках». Сегодня «Шанс» несколько подзабыли, зато по-прежнему живы в языке крылатые фразы из фильма: «Учитесь, пока я жив!», «Пустячок, а приятно» и «Обещал баклан ставриде, что устроит в лучшем виде».

«Вдали от Родины» (1960)

Режиссер: Алексей Швачко

Один из лидеров советского проката в 1960 году — лихая история о советском разведчике лейтенанте Гончаренко (неотразимый Вадим Медведев), заброшенном в глубокий тыл немцев под именем барона Генриха фон Голдринга. Литературный первоисточник картины, повесть Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин» послужила основой и для другого, популярного и памятного многим до сих пор фильма о войне — точнее, целых 18 фильмов. Речь идет о польском сериале «Ставка больше, чем жизнь» — создатели главного героя, агента J-23 Станислава Колицкого/ капитана Клосса в равной мере вдохновлялись и лейтенантом Гончаренко, и (о чем, впрочем, вслух не говорили) «буржуазным» Джеймсом Бондом.

«Дни славы» (1944)

Режиссер: Жак Турнёр

В годы войны заокеанские союзники не только помогали нам поставками студебеккеров и тушенки, но и довольно активно агитировали собственное население (в массе довольно подозрительно относившееся к загадочным русским коммунистам). Этот фильм, снятый, как ни странно, режиссером классических фильмов ужасов «Люди-кошки» и «Ночь демона» — крепкая военная драма. Разумеется, не обошлось без обычного голливудского украшательства — всё же в партизан с внешностью Грегори Пека и красавицы-балерины Тамары Тумановой верится с трудом, — но фильм вышел довольно жестким и лишенным обязательного хеппи-энда (партизаны останавливают немецкие танки, но гибнут и сами). Картина была номинирована на «Оскар» за лучшие спецэффекты.

«В Риме была ночь» (1960)

Режиссер: Роберто Росселини

Не самый известный фильм классика неореализма, достойный тем не менее внимания. Войны как таковой тут нет — это история троих солдат, советского, американского и британского (Сергей Бондарчук, Питер Болдуин и Лео Генн), бежавших из лагеря военнопленных. Их прячет в своей квартире простая римская девушка, и ей это может стоить жизни — итальянская столица оккупирована немцами. Фильм смотрится почти как документальный, строгий, неспешный — на иной, современный, взгляд, возможно, даже чрезмерно. Но кадр, в котором советский сержант и американский лейтенант зачарованно смотрят на собор св. Петра, выбравшись ночью из своего убежища, может быть, говорит о глубинном смысле той страшной войны гораздо больше, чем многие батальные эпопеи.

 

Прямой эфир