Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Индекс Московской биржи упал ниже 3300 пунктов
Мир
ЕС не смог утвердить решение о покупке оружия Киеву за счет прибыли от активов РФ
Мир
Главком ВСУ утвердил пребывание французских военных инструкторов на Украине
Мир
Spiegel сообщил об отказе Германии от возврата обязательного воинского призыва
Мир
Военный эксперт заявил о желании Эстонии выслужиться перед НАТО
Авто
Xcite раскрыл все цены на модель X-Cross 7 петербургского производства
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Наука и техника
КНДР заявила о неудачном запуске разведывательного спутника
Авто
Адвокат рассказал о возмещении ущерба за сгоревший на стоянке автомобиль
Пресс-релизы
Выбрать профессию будущего школьникам помогает медиахолдинг МАЕР
Мир
ГБР Украины решило расследовать провал обороны ВСУ в Харьковской области
Мир
Во Франции ученик лицея напал с ножом на учительницу
Армия
Подполье сообщило об ударе по месту расположения техники ВСУ в Снигиревке
Здоровье
Инфекционист рассказал об опасности выявленного в Самаре бруцеллеза
Мир
Между военными Израиля и Египта на КПП «Рафах» произошла перестрелка
Мир
Лихачев анонсировал начало строительства АЭС малой мощности в Узбекистане летом
Общество
Детский омбудсмен назвала условие запрета в России движения квадроберов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В среду, 7 марта, Александру Ф. Скляру исполняется 60 лет. Этот человек полон парадоксов: начав карьеру как один из самых «западных» русских рокеров, он с успехом освоил и эстрадную «поляну» — как стало понятно с годами, на деле куда более эзотерическую и «вечнозеленую», чем жесткий хардкор, когда-то прославивший его группу «Ва-Банкъ». В день юбилея заслуженного артиста России портал iz.ru вспоминает об истоках самого многогранного рок-н-ролльщика одной шестой части суши.

В конце 1980-х редкий московский студент не ходил на концерты понемногу высовывавших головы из подполья «самодеятельных» (как их тогда еще по привычке называли) рок-групп. Многие, впрочем, и впрямь играли на уровне сельского клуба; названия их, бывшие одно время на слуху, теперь забылись — оно и к лучшему. Другие были вполне — по крайней мере, на взгляд и слух еще не избалованной закордонными гастролерами публики — конкурентоспособны даже и на международной сцене. Публика, как выяснилось, ошибалась в отношении большинства из них; тем не менее именно эти команды составили костяк явления, получившего в 1990-е название «русский рок».

 

Основной водораздел шел между Ленинградом и Москвой: в Питере были интеллектуалы и бунтари, «Аквариум» и «Кино», забытые нынче «Джунгли» и экстравагантные АВИА, предводительствуемая москвичом Кинчевым «Алиса» и понаехавшие вслед за уфимцем Шевчуком ДДТ. В Москве же были фрики, андерграунд — на ум приходят «Звуки Му» и некогда гремевшие в пределах Садового кольца ухари Die Schwarze Katzen, почти всерьез считавшиеся отечественными Swans. А еще в Москве серьезно подходили к исполнительскому искусству — в любой категории, от изысканных «Альянса» и «Вежливого отказа» до яростных панков «Пого». И, конечно, «Ва-Банка».

«Ва-Банкъ» удивительным для своего времени образом соединял энергию панка с привычной песенной мелодикой — во многом благодаря густому, по-хорошему эстрадному баритону его лидера, тогда еще не обзаведшегося англосаксонским инициалом между именем и фамилией, а просто Саши (для официальных целей — Александра Феликсовича) Скляра.

О самом вокалисте, обладателе скульптурной, грубо вылепленной головы с ранними залысинами ходили разнообразные легенды. В одну — оказавшуюся самой правдивой — не верил практически никто: автор «Совета в Филях» и «Жизни на колесах» был когда-то советским дипломатом, даже с рангом атташе. Более того (о чем сам Скляр тогда говорить не любил, да и впоследствии, кажется, не особенно) — это архетипический рокер в «косухе» и берете набекрень закончил с отличием престижную московскую 45-ю школу, а затем поступил в бывший притчей во языцех Институт международных отношений (а как иначе он попал бы на дипломатическую службу?). Короче говоря, этот бунтарь никак не вписывался в привычную схему — просто потому, что, отказавшись «открывать дверцы в МИДе», совершил поступок, с трудом укладывавшийся в голову советского человека, даже и не вполне образцового, любителя подпольного рока, тусовок и «вписок».

Скляр и в дальнейшем поступал парадоксально, не вписываясь в общую парадигму, — и практически всегда угадывал верный путь. В начале 1990-х, в эпоху растерянности и разброда в рок-н-ролльной общественности, — рок разрешили, но вдруг оказалось, что широкие народные массы жаждут танцевать под «унцы-унцы» и продолжают сходить с ума от «Ласкового мая» и их многочисленных клонов/эпигонов, — лидер «Ва-Банкъ» организует фестивали «Учитесь плавать». Самая жесткая бескомпромиссная музыка — и совершенно неожиданный для молодежи тех лет посыл: «Нет — наркотикам, нет — алкоголю, да — здоровому образу жизни и социальной позиции». Фестиваль, превратившийся вскоре в настоящее движение, имел успех — и не только среди молодежи. Тот факт, что Скляра пригласили участвовать в акции «Голосуй или проиграешь», говорит и об уровне его влияния на аудиторию, и о восприятии его «сильными мира сего». Из просто рок-музыканта он вдруг превратился во властителя дум, в гуру, если угодно.

Тогда же он повернулся лицом и к другой, вроде бы совсем не рок-н-ролльной теме: в 1995 году вместе с другом и соратником Гариком Сукачевым записал программу дворовых и блатных песен. Альбом «Боцмана и Бродяги» дал новое направление отечественному року, вернул его к национальным корням — и дал второе дыхание карьере Сукачева, выпустившего год спустя «Песни с окраины», сделавшие его звездой всероссийского масштаба.

А Скляр — теперь уже для всех и каждого Александр Ф., и никак иначе, — продолжил углубляться в тему, открыв для молодого поколения слушателей Вертинского, Козина, Утесова. И, конечно, Высоцкого — Скляр принимал участие еще в трибьюте середины 1990-х «Странные скачки», а совсем недавно, к 80-летию самого народного певца России, выпустил собственный альбом версий его песен. «В самых простых вещах Высоцкого есть рок-н-ролльная закваска, роковая базисная составляющая», — сказал Скляр в интервью «Известиям». Эту «закваску», впрочем, он находит в самых неожиданных местах, наполняя драйвом, казалось бы, старомодно-лирические песни великих русских шансонье (без коннотаций с известной радиостанцией). Да и сам Скляр, некогда одним из первых по-хулигански использовавший в своих сочинениях лексику, впоследствии ставшую фундаментом славы проектов Сергея Шнурова, стал с годами ближе к неспешной романтике «бананово-лимонного Сингапура».

Годы, впрочем, не берут положенное — в свои 60 Скляр по-прежнему полон энергии и способен научить плавать тех, кто по возрасту годится ему во внуки. И, хотя они слушают уже совсем другую музыку, Александру есть что им сказать.

 

Прямой эфир