Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Приватизация прибрежных земель в пойме верхней Москвы-реки и утверждение нового генплана Москвы создали условия для готовящейся активной застройки вдоль береговой линии Москвы-реки  главного источника питьевой воды столицы. Со всеми вытекающими неприятными последствиями для жителей города. Такая ситуация возникла потому, что в основополагающих градостроительных документах не зафиксированы границы зон санитарной охраны московского водопровода. Чиновники ссылаются друг на друга и на несовершенство законодательства, однако жители районов, вокруг которых запланировано строительство, уверены, что определяющим фактором стали коммерческие интересы.

Без границ

О борьбе жителей академического дачного поселка Мозжинка за сохранение уникальной природы «подмосковной Швейцарии» «Известия» подробно писали в апреле.

Мозжинка граничит с Рублево-Успенским эксклавом Москвы, тянущимся вдоль Москвы-реки от села Уборы до Звенигорода. Это 2920 га лугов и полей, которые в 2012 году были «вырезаны» из области и присоединены к Кунцевскому району столицы. Все населенные пункты на этой территории — два десятка сел, деревень и поселков — оставили в области, создав чересполосицу. Смысл этого присоединения был загадкой для всех местных жителей, пока московские власти не внесли в марте 2017 года изменения в генплан, предусматривающие на местных полях появление 3,5 млн кв. м застройки.

Сейчас большинство прибрежных территорий принадлежит частным владельцам. Некоторые земли получили назначение «для иных видов сельскохозяйственного использования», которое подразумевает ведение сельхозпроизводства, дачного и личного подсобного хозяйства. Некоторые назначены под строительство.

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Автор цитаты

Для того чтобы держать под контролем микробное и химическое загрязнение поступающей на станции водоподготовки воды, устанавливаются зоны санитарной охраны вдоль русел всех рек, по которым вода течет к Москве. Они делятся на пояса.

Самый большой по размеру — второй пояс. Это 500-метровая полоса с каждой стороны реки. Во втором поясе строго ограничено строительство (в 100 м от воды оно полностью исключается), запрещен сброс в реку любых, даже очищенных сточных вод и жестко регламентированы многие виды деятельности. Простирается второй пояс ЗСО вверх по течению на такое расстояние от станции водоподготовки, которое речная вода проходит за пять суток. Именно столько времени требуется реке для микробного самоочищения (если не загрязнять ее ниже по течению).

Вот только в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют сведения о границах ЗСО в этом эксклаве Москвы. Никак они не обозначены и на местности. Более того — в это трудно поверить, — но в ЕГРН нет сведений о границах зон санитарной охраны всего московского водопровода. А раз они никак не зафиксированы, то ограничений на строительство вдоль берегов реки как бы и нет.

По словам замглавы Роспотребнадзора Бориса Кузькина, отсутствие нанесенных границ ЗСО не снимает ответственности за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения лежит на органах местного самоуправления. Об этом чиновник сообщил в ответе на запрос председателя правления поселка Мозжинка. 

«Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Гражданского кодекса РФ в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования. В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность», — говорится в документе.

Автор цитаты

Тогда возникает вопрос, почему земли вдоль Москвы-реки в Одинцовском районе давно распроданы и их статус попал в генплан Москвы уже в измененном виде?

 

Прибрежная застройка

«Имеются явные свидетельства (например, карты береговой зоны, разлинованные на отдельные участки с кадастровыми номерами), что частные собственники, пользуясь отсутствием границ ЗСО в базах государственного учета, приватизировали земли по урез воды в Москве-реке и готовятся к массовой застройке берегов основного водотока Рублевской станции водоподготовки. Это несовместимо с требованиями действующего законодательства», — говорится в недавнем обращении жителей поселка Мозжинка к генеральному прокурору.

Автор цитаты

Прямого ответа на вопрос, почему столичные власти в течение многих лет не могут утвердить проект зон санитарной охраны московского водопровода, никто не дает.

А без этого документа сведения о границах зон не могут быть внесены в базы государственного учета. Касается это не только верхней Москвы-реки, а вообще всех источников питьевой воды столицы в четырех субъектах Федерации. Так что проблема носит не локальный, а общий характер и требует решения на самом высоком федеральном уровне. Ситуация в Рублево-Успенском эксклаве «новой Москвы» —  конкретное проявление этой проблемы.

— Наверное, собственники земель в Рублево-Успенском эксклаве оказались более ловкими и более способными лоббировать свои интересы, — высказал «Известиям» свои предположения председатель правления поселка, академик РАН Валерий Тишков. — Именно так в свое время и было пролоббировано включение полей и лугов под Звенигородом в границы Москвы. Обещали создать парк «Московия», центр для лечения детей. Вместо этого появился Рублево-Успенский эксклав «новой Москвы», отстоящий от города на 30 км.

Фото: РИА Новости/Михаил Мордасов

По словам академика, на вопросы о границах ЗСО чиновники отвечают уклончиво.

— Когда же было направлено коллективное письмо жителей Мозжинки на имя мэра Сергея Собянина, Москомархитектура ответила, что они вообще не знают, как устанавливать границы ЗСО, потому что санитарно-эпидемиологические нормы 2002 и 2010 годов противоречат друг другу. А департамент ЖКХ Москвы, которому подведомственен Мосводоканал (владелец водопровода), сообщил, что ждет принятия новой редакции санитарных правил, которая прошла публичные слушания в 2015 году и находится на согласовании в Роспотребнадзоре.

Автор цитаты

В Москомархитектуре на запрос «Известий» не ответили. А в Мосводоканале заявили, что комментарии по конкретной ситуации находятся за пределами компетенции этой организации.

— АО «Мосводоканал» не является экспертной организацией по этому вопросу, — сказали «Известиям» в пресс-службе. — Мы не можем оценивать, как строительство в пойме реки Москвы влияет на санитарный режим водоисточников и качество воды у водозаборов. Можно лишь предположить, что улучшения качества от этой деятельности, скорее всего, не произойдет.

Как пояснили «Известиям» в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), проекты ЗСО водоисточников должны быть однозначно увязаны с планом развития населенного пункта (генпланом). А при отсутствии согласованного проекта ЗСО застройщик может возводить дома в рамках первого пояса потенциальной зоны санитарной охраны, что в РАВВ считают недопустимым.

Красногорский прецедент

Ситуация выглядит странной с учетом того, что часть берегов Москвы-реки в этом районе входит в Московскую область (в тех местах, где на берег выходят населенные пункты). При этом область и город граничат через неширокое русло главного источника питьевой воды столицы. В московских Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) на территории Рублево-Успенского эксклава «новой Москвы» никаких зон санитарной охраны не обозначено. А на областных картах зон с особыми условиями использования Ершовского и Успенского сельских поселений, которые окружают эксклав со всех сторон, четко обозначены границы второго пояса ЗСО на расстоянии 500 м от уреза воды вдоль Москвы-реки.

Автор цитаты

Получается, что в Московской области ЗСО есть, а на противоположном берегу Москвы-реки — в «новой Москве» — ее нет. При этом в области за соблюдением особого режима в ЗСО следят.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Примером тому стало решение Мособлсуда по иску межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, принятое в сентябре. Прокурорская проверка выявила, что 11 участков в городском округе Красногорск, предназначенных для жилищного строительства, расположены в границах второго пояса ЗСО реки Липки, входящей в систему источников питьевого водоснабжения Москвы. Надзорное ведомство через суд потребовало установить особые условия использования на этой территории и признать недействительными права собственности на участки, расположенные в береговой полосе. Мособлсуд эти требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме.

Дойдут ли у прокуратуры руки до земель Одинцовского района, сказать сложно. Но двойные стандарты, применяемые для разных уголков Подмосковья, очевидны. Между тем строительство в санитарной зоне приведет к ухудшению качества воды в Москве-реке. Это признают и сотрудники Мосводоканала, и чиновники Роспотребнадзора, и представители Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. И предотвратить строительство гораздо легче на нынешнем этапе, нежели проходить через все круги судебных разбирательств после застройки. Не говоря уже о том, что на очистку реки придется потратить массу времени и средств.

 

Прямой эфир