Сейчас перед руководством республик и областей стоит задача не только обеспечить социально-экономическую стабильность на местах, но и создать условия для развития территорий. В некоторых случаях — фактически перезапустить хозяйственную жизнь субъекта федерации.
Власть, анализируя эту задачу, должна быть компетентной, способной увидеть и услышать тех, кто говорит: «Мы работаем, помогите нам, и мы будем работать еще лучше». Точки роста могут быть самыми неожиданными. От выпуска постоянно востребованной промышленной продукции до производства продуктов питания, аналогов которым нет. От уникального историко-культурного объекта до IT-компании, клиенты которой разбросаны по всему миру.
В основе каждого из этих направлений развития — люди, владельцы и руководители предприятий, их трудовые коллективы. Сами же точки роста сложились не случайно. Они возникли и благодаря прежним трудовым традициям, и особенностям региона, причем даже культурно-религиозным. Если, например, как в Марий Эл, веками принято уважительно относиться к природе, не портить ее, не загрязнять, то продукты питания из региона будут экологически чистыми — и это станет неотъемлемой частью их бренда.
Задача региональной власти — видеть такие точки роста, помогать руководству предприятий и бизнесу, подсказывать, находить новые решения, использовать возможности сегодняшнего дня. Вот пример из тех, что на виду. В ответ на западные санкции Россия проводит политику импортозамещения. Это шанс для отечественного сельхозпроизводителя, в первую очередь — мясной и молочной продукции. В Марий Эл, несмотря на обвальный спад производства молока в 1990-е, эта отрасль жива. И даже создает такие уникальные продукты, как йогурт из козьего и овечьего молока, сыр из молока кобылиц. Последний, кстати, уникален не только для России, но и для Европы.
Местные «молочники» пытаются выйти со своими продуктами на другие рынки — в первую очередь в Москву. Но идти в столицу, условно говоря, с бидоном молока — смысла нет. Другое дело, если на российских прилавках появится и станет известным новый бренд, объединяющий лучших марийских производителей. Сама же «молочка» станет точкой роста не только для своей отрасли. Дойные стада увеличиваются — требуется фуражное зерно на прокорм. Значит, и расширяются посевные площади, и техника приходит на поля, которые чуть было не заросли деревьями.
Руководители регионов должны понимать, что мир стремительно меняется, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию современных производств, в том числе цифровой экономике. Это и модернизация существующих мощностей, и создание принципиально новых предприятий, выпускающих интеллектуальную продукцию. Система образования должна быть ориентирована на то, чтобы молодежь еще со старших классов хотела работать в организациях, производящих товары мирового уровня.
И еще пример. В Козьмодемьянске существует этнографический музей. Когда образовалось Чебоксарское водохранилище, несколько старинных деревень попали в зону затопления. Лучшие деревянные дома энтузиасты разобрали и перевезли в музей. Сейчас в отпускной сезон в городе одновременно останавливаются до восьми теплоходов с туристами. Музеи дают мультипликативный эффект: туристы покупают сувениры, посещают рестораны, селятся в гостиницах. Чтобы такая схема работала, нужны не только общие меры поддержки культуры и туризма, но и кадровые решения.
Человек, создавший реально работающую модель в отдельно взятой сфере, показавший свою эффективность, должен иметь возможность тиражировать свой опыт и умения на всю республику. Именно таких людей мы привлекаем для работы в новую команду.
Республиканский руководитель должен не только поддерживать межнациональный мир в регионе, но и стремиться к тому, чтобы этническое многообразие стало одной из точек роста. Задача ведь не только в сохранении культурных традиций живущих здесь народов. Необходимо использовать их для развития туризма, и в первую очередь — внутреннего. Сегодня многие российские туристы отправляются в путь, чтобы убедиться на своем опыте, насколько разнообразна наша страна, попробовать национальные кухни, увидеть местные традиционные одежды и жилища. Для национальных территорий, а значит, и их жителей такой туризм должен быть надежной и постоянной статьей дохода, частью экономики региона.
В последнее время многие спорят и рассуждают на тему: «Что же является главной ценностью России?». Одни говорят об огромных территориях, другие — о ее природных ресурсах. Однако, на мой взгляд, вопрос следует ставить иначе: не «что?», а «кто?» Главное богатство России — ее люди. Именно они хранили веками природу, берегли трудовые традиции, не опускали руки в кризисные годы. Создали комфортную и дружественную среду межнациональных отношений, о которой упомянул президент нашей страны во время недавнего инвестиционного форума в Марий Эл. Эти люди и есть главные точки регионального роста. А долг власти — помочь им реализовать свой потенциал на благо региона и всей России.
Автор — временно исполняющий обязанности главы Марий Эл
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции