Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Общество
В Москве зафиксировали самое холодное 7 мая за последние 25 лет
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Никто не застрахован

Адвокат Анатолий Кучерена — о помощи соотечественникам, попавшим в беду за рубежом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Практически ежедневно мы узнаем об очередных «невероятных приключениях россиян за границей». Приключениях крайне неприятных, а порой и смертельно опасных. Так, на минувшей неделе шестеро наших сограждан были задержаны в Косово по обвинению в попытке незаконного пересечения границы со стороны Сербии. В Таджикистане расследуется дело гражданки России из Рыбинска, у которой по прибытии в страну была обнаружена двухкопеечная монета выпуска 1823 года; ее рыночная стоимость оценивается максимум в 300 рублей. Теперь ей грозит длительный тюремный срок за контрабанду. В Турции задержан россиянин, якобы намеревавшийся сбить американский военный самолет с помощью дрона.

Сами по себе эти факты как будто неудивительны. Среди россиян, как и среди представителей других национальностей, есть люди, не считающие нужным соблюдать законы — ни своей страны, ни других государств. Однако при знакомстве с конкретными делами создается впечатление, что зачастую к россиянам за рубежом относятся предвзято. Ни в коем случае не снимаю ответственности с самих наших соотечественников. Некоторые из них порой за рубежом вытворяют такое, что поневоле обращают на себя внимание местной полиции.

Но бывают случаи, когда россияне, не совершившие никакого преступления, оказываются в зарубежной тюрьме и горько недоумевают: неужели декларируемые на Западе ценности прав человека распространяются только на граждан самих этих стран?

Меня буквально потрясла история, опубликованная в одном популярном СМИ: пожилая россиянка — научный работник, вышедшая замуж за своего канадского коллегу и переехавшая в Канаду, была обвинена в зверском убийстве своего мужа и осуждена к пожизненному заключению при отсутствии малейших доказательств ее вины.

Есть и более громкие примеры. У всех на слуху история Виктора Бута. Он был обвинен в том, что, находясь в Таиланде, якобы намеревался продать оружие представителям организации под названием Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia (FARC). Эта повстанческая группировка действует в Колумбии. Даже если бы Виктор Бут действительно продал ей оружие, претензии к нему могли бы возникнуть только у властей Колумбии, но никак не США. Но дело в том, что никаких связей с обозначенной организацией Виктор Бут не имел вообще. Сотрудники американского Агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков явились к нему под видом представителей FARC и, по их словам, договорились о поставках оружия. Согласитесь, что таким путем можно предъявить обвинения кому угодно, где угодно и в чем угодно.

Ко всему прочему, на момент задержания Виктора Бута 6 марта 2008 года у американских агентов отсутствовал ордер на его арест, то есть речь шла фактически о похищении человека. Всё это не помешало американскому суду в 2012 году приговорить Виктора Бута к 25 годам тюрьмы, где он ныне и пребывает.

Аналогичная ситуация постигла российского летчика Константина Ярошенко, который 28 мая 2010 года был арестован в Либерии, доставлен в США и осужден там к 20 годам лишения свободы по обвинению в подготовке к транспортировке крупных партий кокаина. Так же как и в случае с Бутом, его арест стал результатом провокации со стороны американских и либерийских спецслужб.

К сожалению, помочь россиянам, оказавшимся в подобных ситуациях, чрезвычайно сложно. Власти США и других стран, как правило, не допускают российских адвокатов к участию в деле, а если и допускают, всячески ограничивают их процессуальные права. В отношении арестованных действует принцип «презумпции виновности»: любое свидетельство, которое можно толковать неоднозначно, оборачивается не в их пользу. В суде присяжные, очевидно запуганные рассказами о страшной «русской мафии», склонны выносить обвинительные вердикты даже при крайне сомнительных доказательствах. Не лучшую роль играет здесь и развернувшаяся в последние годы в западных СМИ антироссийская кампания. Независимо от того, как оценивать ее причины, страдают в данном случае ни в чем не повинные люди.

Могут возразить: а разве в России невиновные не привлекаются к уголовной ответственности, а суды не выносят незаконные и несправедливые приговоры? Конечно, такое случается. Но здесь у неравнодушных людей есть различные возможности добиться пересмотра неправового решения, такие как обращения в Совет по правам человека при президенте, лично к президенту, апелляция к СМИ и общественному мнению.

Конечно, было бы несправедливо огульно обвинять правоохранительные органы всех стран в предвзятом отношении к гражданам России. В моей практике было, например, дело Ирины Беленькой, которая длительное время отстаивала свои права на общение с дочерью, похищенной у нее в Москве ее бывшим французским мужем. В дальнейшем она сама была обвинена в похищении дочери и провела некоторое время в венгерской тюрьме, откуда была экстрадирована во Францию, где ей вновь грозила тюрьма. Однако в итоге французское правосудие проявило объективность и благородство: Ирина осталась на свободе и со временем получила возможность общаться с дочерью.

Конечно, добиться изменения предвзятого отношения к россиянам за рубежом в одночасье не удастся. Но действовать в этом направлении необходимо. Это большая и очень сложная работа для дипломатов, общественных деятелей, журналистов, всех неравнодушных людей. Ибо сегодня никто из российских граждан, отправляющихся за рубеж, не может быть на 100% уверен, что к нему в гостиничный номер не придут какие-нибудь мнимые «колумбийские повстанцы» или «либерийские наркодилеры», а вслед за этим на запястьях не защелкнутся наручники.

Автор — адвокат, профессор, доктор юридических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир