Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
В Чехии определились четвертьфиналисты ЧМ-2024 по хоккею
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В числе номинантов на «Оскар» оказался российский документальный фильм «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. 25-минутная короткометражка повествует о жизни колонии моржей на берегу Чукотского моря. Фильм стал мировым документальным хитом, был представлен на более чем 30 международных площадках. Что известно об авторах ленты и велики ли шансы побороться за престижную награду — в материале «Известий».

Создатели

Уроженец Тикси, 31-летний Максим Арбугаев, — признанная звезда документального кино. В индустрию он пришел из профессионального хоккея, окончил факультет документального кино ВГИКа. Его первой громкой работой еще в студенческие годы стал фильм «Генезис 2.0», снятый совместно со швейцарским кинодокументалистом Кристианом Фраем в 2018 году. Картина посвящена жизни охотников за сокровищами для черного рынка — доисторическими бивнями мамонтов. Фильм получил награду на знаменитом фестивале документального кино «Сандэнс» за лучшую операторскую работу, а также стал обладателем приза зрительских симпатий на конкурсе Московского международного кинофестиваля.

Следующая картина Арбугаева, «Бой», о подготовке команды незрячих паралимпийцев к чемпионату Европы, стала для молодого режиссера дипломным проектом — и сразу же принесла награду в категории «Лучший документальный фильм» на Национальной молодежной кинопремии.

«Выход» — фильм о лежбище моржей на побережье Чукотского моря и изучающем их морском биологе Максиме Чакилеве — всего лишь третья картина Арбугаева. Он создал ее вместе с сестрой Евгенией, научным сотрудником National Geographic Society и фотографом, чьи снимки публикуются в Time, The New Yorker, The Guardian. Как и Максим, Евгения называет родные якутские края и ледяное побережье Арктики одной из центральных тем своего творчества. Для брата и сестры «Выход» является первым опытом совместной работы и, по их словам, чрезвычайно удачным: оба в многочисленных интервью отмечали удивительное взаимопонимание, царившее в течение нескольких месяцев съемок в их семейном творческом тандеме.

«Выход» без преувеличений стал сенсацией в мире документального кино. Его премьера состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля, и с тех пор он успел собрать более 20 номинаций и наград самых престижных конкурсов планеты. Среди его трофеев — премия «Лучший документальный фильм» на IDA Documentary Awards в Лос-Анджелесе, звание «Лучший авторский неигровой фильм» от Национальной премии неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», премия «За лучшую операторскую работу» фестиваля «Послание к человеку», награда международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон». Выдвижение на «Оскар» стало логичным продолжением триумфального шествия киноработы по мировым экранам.

Соперники

Помимо фильма Максима и Евгении Арбугаевых, в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» представлены картины «Как измеряется год?» (How Do You Measure a Year?) Джея Розенблатта, «Заклинатели слонов» (The Elephant Whisperers) индианок Картики Гонсалвес и Гунит Монги, «Эффект Марты Митчелл» (The Martha Mitchell Effect) американок Энн Альверг и Дебры Макклатчи и «Незнакомец у ворот» (Stranger at the Gate) маститых Джошуа Сэфтела и Коналла Джонса.

Кадр из фильма  «Выход»

Кадр из фильма «Выход»

Фото: Максим и Евгения Арбугаевы

Набор номинантов подобрался вполне в оскаровском вкусе: здесь в полной мере представлены женщины, уроженцы экзотических стран, начинающие кинематографисты — наряду с зубрами бокс-офиса и завсегдатаями фестивалей. Среди последних — Джей Розенблатт, программный директор Фестиваля еврейского кино в Сан-Франциско, и Джошуа Сэфтел, получивший свою первую номинацию на премию «Эмми» в 22-летнем возрасте и с тех пор лишь набиравший авторитет в сфере кинодокументалистики.

Тематика фильмов-номинантов столь же разнообразна. «Как измеряется год?» снят в традиционной для многих картин Розенблатта технике фильма-интервью. Лента состоит из ежегодных бесед, которые режиссер проводил со своей дочерью Эллой с тех пор, как ей исполнилось два года, и до достижения ею 18 лет. Они включали простые и важные вопросы: о чем ты мечтаешь? Чего боишься? Как относишься к своему старику? Ответы составили трогательную сагу о семье, детстве и взрослении.

«Эффект Марты Митчелл» — картина об истории, политике и психологии общества, озаглавленная по названию известного в психиатрии феномена: когда даже профессиональные психиатры считают человека сумасшедшим из-за явного неправдоподобия истории, которую он рассказывает, и которая, как впоследствии оказывается, правдива от первого до последнего слова. Эффект, как и фильм, названы в честь реально существовавшей Марты Митчелл, жены генерального прокурора США Джона Митчелла и героини Уотергейтского скандала, первой заявившей, что президент Никсон прослушивает своих оппонентов.

Кадр из фильма  «Эффект Марты Митчелл»

Кадр из фильма «Эффект Марты Митчелл»

Фото: Netflix

Не менее актуален и сюжет фильма «Незнакомец у ворот» — психологической драмы с политическим подтекстом и живого образчика межкультурного диалога. Бывший морской пехотинец Ричард Маккинни готовился взорвать исламский центр в городке Манси, штат Индиана. Но доброта и сочувствие Биби и Сабер Бахрами, создателей центра, заставили его не только отказаться от своих планов, но и стать одним из активистов организации. Психологические повороты этой человеческой истории настолько кинематографичны, что, вполне вероятно, ей суждено впоследствии стать основой для сценария художественного полного метра, особенно если жюри будет благосклонно к «Незнакомцу у ворот».

Картина «Заклинатели слонов», как и «Выход», посвящена экологической теме и во многом перекликается с короткометражкой Максима и Евгении Арбугаевых. Но если в центре повествования якутских авторов — ледяной мыс Сердце-Камень и крупнейшее на планете лежбище моржей, за судьбой которых следит биолог Чакилев, то действие «Заклинателей слонов» разворачивается среди природных красот Индии, а ее главные герои — супруги Бомман и Белли, посвятившие жизнь заботе об осиротевшем слоненке Паркси. Впрочем, география здесь — значимый фактор в оценке мастерства: буйство индийских красок само по себе являет выгодный яркий фон для киноистории, тогда как для создания берущей за душу картинки из суровых пейзажей Чукотки требуется недюжинное мастерство и умение использовать малое для создания большого эффекта. Мастера минимализма Арбугаевы здесь явно заслужили особое признание.

Шансы

Российские кинематографисты однажды уже становились триумфаторами в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм». Это случилось в 1943 году, через год после создания номинации, — тогда статуэтку завоевала картина «Разгром немецких войск под Москвой» Центральной студии кинохроники. Сегодня, конечно, ситуация иная, и жюри предъявляет к фильмам совсем иные требования, не в последнюю очередь обусловленные политической конъюнктурой. Впишется ли в них «Выход»?

Фото: ТАСС/CAROLINE BREHMAN

Большинство экспертов скептически оценивают шансы российской картины. К примеру, по прогнозам журнала Variety, лента не только не вошла в число ожидаемых триумфаторов, но и не была причислена к группе фильмов, имевших хотя бы теоретические шансы на успех. Впрочем, на экспертов Variety в этом году полагаться не приходится: они угадали лишь одну картину из пяти, вышедшую в шорт-лист премии: результат хуже, чем при случайной выборке.

Но есть и более значимые факторы, которые кинематографисты отмечали в течение последних лет. И главный из них — внимание мейджоров, крупных студий, которые держат рынок документального кино во всем мире и заинтересованы в получении премии собственными номинантами. Чем дальше, жаловались эксперты, тем больше документальные номинации отходят от статуса площадки для показа независимых талантливых картин, превращаясь в поле битвы тяжеловесов — от MTV и Netflix до The New Yorker. Последний, к слову, активно развивает направление документального кино и стремится войти в число законодателей мод.

В этом году пять работ еженедельника оказались номинированы на «Оскар»: два короткометражных мультфильма, один короткометражный игровой фильм и еще две работы претендуют как раз на звание лучшей документальной короткометражки — это «Незнакомец у ворот» и... «Выход». Фильм якутских режиссеров снят при участии команды The New Yorker.

Еще один тяжеловес, Netflix, представляет в финале две картины — «Заклинатели слонов» и «Эффект Марты Митчелл», давая жюри полную свободу выбора между красотой и трогательностью — и рубленой жесткостью истории. Что касается независимого Джея Розенблатта, снимавшего и монтировавшего «Как измеряется год?» силами собственной студии, оскаровское жюри уже имеет перед ним должок — в прошлом году его фильм «Когда мы были хулиганами» проиграл идеально политкорректной спортивной картине о Люси Харрис, единственной женщине, выбранной на драфте НБА. Так что нельзя сказать, что внехудожественные факторы благоволят фильму Максима Арбугаева.

Фото: ТАСС/Zuma

Впрочем, «Выходу» есть что сказать в свою пользу. Визуально неспешный, с единственным героем и минимумом слов, короткометражка поражает грандиозностью картины и исподволь берет зрителя за душу на крупных планах величественных животных, обрекаемых человечеством на смерть. Экологическая мораль не тычется зрителю в лицо, словно со страниц неудачного учебника, но к финалу обрастает плотью и цифрами и обретает законченность в спокойных финальных титрах: «Морской лед — необходимое место отдыха моржей во время кормежки и миграции. Но повышение температуры морской воды вынуждает их проводить больше времени на суше, где они подвергаются риску паники и давки, в которой затаптывают друг друга. В 2020 году Максим зафиксировал около 600 погибших животных, это наибольшее количество смертей за всё время наблюдений». В конце концов, глобальное потепление — один из ключевых факторов текущей экологической мировой повестки, и если оно ведет к смерти животных, то, быть может, российскому фильму обеспечит вполне заслуженный триумф.

Прямой эфир