Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Зеленский заявил о желании Киева видеть Китай на саммите в Швейцарии
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Торговые центры массово подают в суд на компании группы Inditex (бренды Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka и другие). Уже заведено 32 дела, свидетельствуют данные базы «Спарк», с которыми ознакомились «Известия». В числе самых дорогих споров — иск от самарского ТЦ, который требует от компании «Зара СНГ» возмещение вреда на сумму более чем в 512 млн рублей. Моллы нацелились на взыскание долгов и неустоек с группы и разрыв с ней отношений, чтобы сдать магазины другим арендаторам, считают эксперты.

Судебные тяжбы

Летом 2022 года собственники площадей в ТЦ и помещений стрит-ритейла в Москве и других крупных городах России начали массово подавать иски к группе Inditex. Согласно данным базы «Спарк», всего заведено уже 32 дела. В числе самых дорогих — иск к «Зара СНГ» от ООО «Виктор и Ко Мега парк» (самарский ТЦ «Космопорт») на более чем 512 млн рублей. Компания обратилась в Арбитражный суд Самарской области 22 августа с просьбой о возмещении вреда. Эта же компания подала иск к «Бершка СНГ» на сумму, превышающую 242 млн рублей. «Известия» направили запрос в торговый центр.

Также сейчас рассматриваются иски от филиала кипрской компании «Лидком Инвестментс Лимитед» (подмосковный ТЦ «Зеленопарк») к «Массимо Дутти», «Зара СНГ», «Бершка СНГ», «Ойшо СНГ», «Пулл энд Беар». Все иски поданы 18 августа в сумме более чем на 100 млн рублей, свидетельствуют данные базы «Спарк».

Также иски подали управляющая компания «Итс-групп» (согласно открытым данным, связана с ТРЦ «Гринвич» в Екатеринбурге), ООО «Ситрас» (занимается арендой и управлением недвижимостью), «Бутово Молл» и др. Дела рассматриваются в первой инстанции в категории «исполнение обязательств по договорам аренды», следует из базы «Спарк». В сумме по текущим делам компании хотят взыскать около 1 млрд рублей. «Известия» направили запросы в перечисленные организации.

магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В основном компании просят взыскать с Inditex задолженность по арендной плате, а также штраф за приостановку работы магазинов, следует из судебных документов, размещенных в базе «Спарк».

Как сообщалось ранее, всего у Inditex в России работало около 500 торговых точек. В группе на запрос «Известий» не ответили.

Моллы используют этот инструмент [подачу исков в суд], чтобы заставить платить за несколько лет вперед. И такое решение далось легко — они решили заработать, понимая, что бренд не вернется, — поделился мнением президент Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров Slava и «Йармарка» Александр Перемятов.

Такое развитие ситуации было ожидаемо, считает генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин. Поначалу моллы тянули с исками — надеялись, что бренды останутся, и хотели сохранить с ними отношения, пояснил он. Но сейчас уже очевидно, что ТЦ несут потери от закрытых помещений — это и падение трафика из-за неработающих магазинов, и невозможность начать поиск новых арендаторов на занятые площади, отметил эксперт.

— При этом действующие договоры позволяют не просто расторгнуть с арендаторами отношения, но и получить компенсацию. Видимо, некоторые ТЦ достигли той критической точки, когда не могут больше терпеть эту ситуацию, — сказал Дмитрий Томилин.

По его мнению, такая мера во всех смыслах на руку российским арендодателям: средства останутся в РФ, а ждать благосклонности от международных компаний уже странно. Им позиция выжидания с закрытыми дверями магазинов выгодна, для наших же собственников площадей — убийственна, пояснил эксперт.

Платить по счетам

В большинстве случаев Inditex продолжает платить ТЦ за аренду, за исключением тех договоров, по которым плата основана на процентах от товарооборота, сказал президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко. Впрочем, и во втором случае часть моллов договорились о компенсации эксплуатационных расходов, добавил он.

тц
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Но учитывая, что Inditex покидает рынок, ТЦ хотят как можно быстрее освободить помещения, чтобы отдать их другим арендаторам. Если у группы нет планов оставаться, у нас нет планов как-то сдерживать их в этих порывах, — подчеркнул Дмитрий Москаленко.

Как сообщалось ранее, Inditex решил приостановить работу в РФ в марте. Компания указала, что в нынешних обстоятельствах она не может гарантировать непрерывность операций и коммерческих условий в России. На долю нашей страны приходилось около 8,5% операционной прибыли группы.

По словам управляющего партнера консалтинговой компании Quattor Advisory Гайка Мартиросяна, ТЦ находятся в сложном положении: посещаемость упала приблизительно на 30% после закрытия магазинов западных брендов.

— Арендодатели подают в суд, чтобы освободить помещения и снять обременения, а также чтобы получить арендную плату и компенсировать вложения в ремонт, которые были сделаны на этапе открытия бренда, — сказала директор отдела аренды торговых площадей CORE.XP Надежда Цветкова.

В первую очередь сейчас это делают те собственники площадей, у которых есть альтернативные арендаторы, готовые открыться в помещениях Inditex, добавила она. По данным эксперта, в частности, идут переговоры с российскими брендами — например, с отечественными дизайнерами, марками Melon Fashion Group (Zarina, befree, Love Republic и Sela). «Известия» направили запрос в группу. О желании встать на место уходящих западных брендов уже заявляли в сети универмагов Slava.

В числе первых отношения с Inditex разорвал московский ТЦ «Афимолл». Как сообщили «Известиям» в пресс-службе центра, на освободившиеся площади пришли не только российские, но и международные бренды — в основном магазины, которые уже были в составе ТЦ.

бренды
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— В целом шансы получить решение о взыскании просроченной арендной платы у арендодателей высокие. В частности, по тем платежам, которые просрочили магазины группы, суд с высокой долей вероятности удовлетворит требования, — считает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова.

Впрочем, согласно данным «Спарк», по иску к «Зара СНГ» от «МБН АГРО», которое сдает помещение стрит-ритейла компании в Москве по адресу Неглинная, 10, суд отказал в принятии обеспечительных мер. Компания просила арестовать более 1,1 млрд рублей на счетах ритейлера. Но из них к основному долгу относилось лишь около 32,5 млн рублей, следует из определения суда.

То есть арендодатель сильно завысил сумму взыскания — штрафы превысили сумму долга в 40 раз, отметил Дмитрий Томилин.

Отказ в иске кому-то из ТЦ вряд ли задаст тренд в судебной практике, поскольку в каждом судебном деле речь будет идти о конкретном договоре с конкретными условиями, добавила Людмила Лукьянова. Кроме того, более значимой станет позиция кассационных судов, добавила она. Получившие отказ арендодатели, вероятно, будут оспаривать такие решения в судах второй и третьей инстанций, пояснил Дмитрий Москаленко.

Прямой эфир