Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Происшествия
ВСУ атаковали беспилотником микроавтобус с мирными жителями в Херсонской области
Спорт
В забеге на пять км в Москве победила участница сборной России Петрова
Мир
В МАГАТЭ пообещали назвать виновника обстрелов ЗАЭС при наличии доказательств
Армия
ВС России отбили пять контратак штурмовых групп ВСУ в Харьковской области
Общество
В Москве скончался посол Гондураса Эльвир Сальгадо
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Bloomberg отметило проблемы с поиском работы у украинских беженцев в Великобритании
Общество
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса президента Украины Машовца
Мир
Ганц пригрозил подать в отставку при отсутствии плана по будущему Газы
Происшествия
В Кемерово задержали восьмерых участников конфликта со стрельбой на парковке
Мир
В подконтрольной Киеву части Херсонской области повреждена припортовая инфраструктура

Реквием и мечты: мрачный Korn и светлый Скрябин

Главные музыкальные новинки недели
0
Фото: Global Look Press/Igor Vidyashev
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Korn рычат, «Би-2» исповедуются, а Даниил Трифонов забирается на музыкальный Эверест. Прошедшая неделя была особенно щедра на яркие трансляции академических концертов (впрочем, по крайней мере к одному из них это определение не очень подходит). Но и рок-звезды не отставали, щедро делясь новыми клипами, синглами и альбомами. «Известия» выбрали самое интересное и составили плейлист недели.

Korn — Requiem

Новый студийный альбом основателей ню-метала Korn примечателен по нескольким причинам. Во-первых, это первая их работа, созданная во время пандемии. Во-вторых, музыканты записывались по старинке — на аналоговую пленку. И в-третьих, строго говоря, Requiem — не совсем лонгплей. Это скорее разросшийся EP: девять треков (меньше, чем в любом другом альбоме группы) длятся около 32 минут.

Но эти полчаса позволяют сполна вкусить фирменное тяжелое звучание — с жирными гитарными риффами и рычанием Джонатана Дэвиса. А в последнем номере появляется и столь любимое фанатами скоростное бормотание на выдуманном языке. Проблема только в одном: стремясь к монолитности материала, Korn принесли в жертву разнообразие. Как следствие, слушать Requiem скучновато. Даже при столь небольшой продолжительности диск утомляет. Впрочем, поклонникам скучно быть не должно. Ведь в каждой песне «корны» выдают именно то, чего мы от них и ждем.

Red Hot Chili Peppers — Black Summer

После более чем пятилетнего молчания группа Red Hot Chili Peppers анонсировала новый альбом и выпустила клип на первую песню из него. Композиция получилась небезынтересной: сначала Энтони Кидис поет под меланхоличный гитарный аккомпанемент, и кажется, что нас ждет чуть ли не кантри-баллада. На тот же лад настраивают и кадры видео: закат в пустыне, леса и океаны... Но потом звучание перерастает во вполне бодрый рок, а природные панорамы оказываются хромакейными фонами для играющих на сцене музыкантов.

Не сказать что концепции и клипа, и песни очень оригинальны. Напротив: все эти приемы — откуда-то из начала «нулевых». Однако ретроэффект имеет свое обаяние. Да и мелодика неплоха. Потому-то Black Summer в целом производит приятное впечатление и заставляет с удвоенной силой ждать альбом.

«Би-2» — «Я никому не верю»

«Би-2» и режиссер Макс Шишкин продолжают выпускать мрачные, пафосные песни и соответствующие им клипы: через полгода после «Нам не нужен герой» Шура и Лева снова отправляются в сюрреалистический кроваво-монохромный мир, но экшен прошлого ролика уступает место подчеркнутой статичности, застылости — и самого кадра, и героев в нем.

Тем более резким контрастом выглядит эпизод в синих тонах, где Шура играет соло на флейте (привет Йену Андерсену из Jethro Tull, недавно разродившемуся мрачным альбомом), а Лева причудливо танцует. Невозможно не улыбнуться, глядя на это. Но, может, музыкантам и нужно было чуть снизить пафос?

Сингл вышел на стриминговых платформах в виде EP, включающего помимо оригинальной композиции инструментальную версию и семь каверов — в том числе в исполнении BrainStorm, Инны Желанной и «Альянса».

Концерт Владимира Спивакова и НФОР

Юбилей Александра Скрябина в этом году отмечают с редким размахом. Дань гению отдали даже те музыканты, которые раньше не считались скрябинистами. Яркий пример — концерт Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России в Доме музыки. Из пары Рахманинов/Скрябин (традиционно их противопоставляют) худрук НФОР всегда тяготел к первому. Но круглая дата Скрябина стала для дирижера удачным поводом, чтобы с головой погрузиться в его творчество. Маэстро впервые взялся за исполинскую Вторую симфонию — пятичастный цикл со сложнейшей внутренней драматургией, лишь в общих чертах укладывающейся в бетховенскую фабулу «от мрака к свету, через борьбу к победе». Тем ценнее, что форма во время исполнения не развалилась, а скрябинская экзальтированность не затуманила логику развития. Несмотря на плотность, подчас перенасыщенность оркестровой фактуры, Спивакову удалось добиться прозрачности, ясности звучания.

Симфония заняла всё первое отделение, а во втором прозвучала «Поэма экстаза», предваренная «Волшебным озером» Лядова. Сопоставление кажется странным лишь на первый взгляд. Оказалось, что работа с оркестром, отчасти — изысканный гармонический язык, но главное — полная оторванность от реальности, уход в мир фантазии роднят эти сочинения. Хотя и лидер в паре очевиден: «Волшебное озеро» перед «Поэмой экстаза» выглядит как небольшая холодная планета рядом со сияющей звездой. И это сияние Спивакову и НФОР — прежде всего медным духовым — удалось передать даже лучше, чем на студийной записи. Ослепительный свет финального фортиссимо завораживает даже в трансляции (полная запись размещена на YouTube-канале ММДМ).

Концерт Даниила Трифонова

В прошлой подборке музыкальных новинок мы рассказывали о праздничном концерте к 100-летию Московской филармонии. Но им торжества не закончились. На следующий день стартовал Юбилейный марафон — мини-фестиваль, в рамках которого должны были состояться три выступления международных звезд. Увы, дирижер Густаво Дудамель заболел и не приехал, поэтому пришлось ограничиться двумя. Правда, дистанцию это не сильно сократило: завершился культурный забег всего за полчаса до полуночи — клавиабендом Даниила Трифонова (видеозапись доступна на meloman.ru).

Трифонов — уже давно артист не российский, а интернациональный, но родину в гастрольных турах старается не забывать. Особенность прошедшего вечера, однако, не в самом факте его сольного выхода, а в репертуаре: пианист целиком исполнил «Искусство фуги» Баха — сложнейший полуторачасовой цикл фуг на одну тему. Чтобы сыграть их в одном концерте, нужна изрядная смелость. Это испытание и для интерпретатора, и для слушателей. Трифонов, однако, постарался сделать подъем на Эверест музыкальной мудрости если не легким, то по крайней мере увлекательным. В одних номерах он позволял себе откровенно романтическую аффектацию, в других брал стремительные темпы, демонстрируя впечатляющую виртуозность.

С точки зрения аутентичного подхода такие вольности, конечно, сомнительны. Но Трифонов воспринимает Баха как живого человека, а «Искусство фуги» — как искреннее высказывание композитора, а не только математическую игру ума. И эта концепция именно в таком, местами шероховатом живом исполнении, дополненном усердным сопением артиста, кажется вполне убедительной.

Открытие фестиваля «Биомеханика»

Пока другие музыкальные институции концентрировались на шедеврах прошлого, Московская консерватория собрала новейшую музыку: трехдневный фестиваль «Биомеханика» объединил произведения современных композиторов, созданные с использованием электроники и мультимедиа. Завсегдатаям Рахманиновского зала бренд известен по ежегодным концертам Александра Хубеева и Николая Попова, проходившим во второй половине 2010-х. Именно тогда был опробован сам формат, непривычный для академических пространств: музыка звучит в полной темноте, вовсю используется усиление, а на большом экране показывается видео-арт к произведениям. Теперь «Биомеханика» переросла в трехдневный смотр, а список авторов музыки существенно расширился (хотя без произведений основателей, конечно, не обошлось). Но суть осталась прежней. Это ультраавангардное, экспериментальное действо, смотреть которое не менее интересно, чем слушать.

Концерт-открытие, транслировавшийся телевидением Московской консерватории (запись осталась на его YouTube-канале), и вовсе начался с видеоработы Алексея Сысоева, не предполагающей живое исполнение: «Агон. Избранные тексты» превращает в музыку звуки печатной машинки, на экране в это время мелькают строки из желтой прессы. А завершением первого отделения стала композиция Дмитрия Ремезова Procession of singing electrons — там уже музыканты на сцене вступали в диалог с проекцией хореографического перформанса.

После антракта же зрители смогли оценить результаты работы Лаборатории молодых композиторов и видеохудожников. Здесь наиболее интересной оказались «Панельки» композитора Егора Савельянова и художника Антона Левдикова: исполнители играли в установленных на сцене полуоткрытых мини-комнатах из фольги, что не только создавало специфическое звучание, но и рождало эффектный визуальный образ.

Плейлист недели

Прямой эфир