Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Весеннее настроение: как выросли расходы россиян в начале марта

На что граждане тратили деньги во время праздников и на чем экономили
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Потребительские расходы в России в первую неделю марта выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Tinkoff CoronaIndex, граждане покупали цветы и турпутевки, посещали салоны красоты и оставляли в ресторанах больше чаевых, чем 14 февраля. А 8 марта россияне потратили на 13% больше денег, чем в 2020 и 2019 годах. Подробнее — в материале «Известий».

Путешествия

Интерес россиян к путешествиям усиливается: по сравнению с прошлым годом накануне Международного женского дня одной из самых активных категорий расходов стали пакетные туры. Этому способствовали длинные выходные в конце февраля и начале марта. Впервые за последний год траты по этой категории обогнали пандемийные показатели почти на 50%.

Но самостоятельно покупать билеты на самолеты и поезда, а также бронировать отели россияне стали меньше: по сравнению с 2020-м эти категории в марте просели на 22, 13 и 16% соответственно.

По данным «Тинькофф Путешествий», во время праздников граждане предпочитали ездить по стране: лидируют Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Симферополь и Калининград. За границу россияне летали в основном в Турцию, ОАЭ, на Мальдивы, в США, Киргизию и Египет.

По словам директора по маркетингу онлайн-сервиса Travelata.ru Олега Козырева, интерес к пакетным турам у жителей страны возобновился.

— Обороты почти сравнялись с показателями прошлого года. Однако стоит отметить, что с конца февраля 2020 года мы уже начали фиксировать нехарактерное снижение спроса, вызванное пандемией, поэтому сейчас соотносим прогресс в первую очередь с данными за 2019 год. В начале февраля этого года разница в оборотах по сравнению с допандемийным 2019 годом составляла 50%, после мартовских праздников она сократилась до 15%, — отметил он.

Козырев добавил, что в этом году наблюдается нехарактерная сезонность: обычно всплеск туристической активности происходит в феврале, в марте немного снижается, а с мая снова повышается. Сейчас, пояснил эксперт, мартовской просадки нет благодаря отложенному спросу.

— На длинные мартовские праздники путешественники летали в Турцию, доля этого направления выросла почти в три раза в годовом сравнении 2021-го против 2020-го и составила 65% от всего объема купленных туров. Это связано в первую очередь с перераспределением спроса из азиатских направлений, которые исконно в этот период занимали существенную долю продаж. Например, в 2020 году у Таиланда и Вьетнама было совокупно 30% продаж (23 и 8% соответственно), в этом году эти направления для пакетных туров пока закрыты, — сказал Козырев.

С ним согласен руководитель «Тинькофф Путешествий» Илья Артеменко.

— Мы отмечаем устойчивое восстановление спроса на путешествия, в том числе и благодаря гендерным праздникам. Согласно нашей статистике покупки билетов, у женщин март — один из самых популярных месяцев для индивидуальных путешествий, а вот мужчины в одиночку чаще летают в феврале. Перелеты внутри страны по-прежнему наиболее востребованные, их доля составляет примерно 90%, — подчеркнул он.

Еда и развлечения

В гендерные праздники увеличился спрос на доставку еды. 23 февраля расходы в этой категории выросли на 40% по сравнению с обычным выходным днем, 8 марта — на 38%. На алкоголь в эти дни россияне потратили примерно на 30% больше.

Многие отправились отмечать праздники в рестораны: в День защитника Отечества доходы владельцев заведений увеличились на 28%, в Международный женский день — на 85%.

По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, на возросшие траты граждан в этом сегменте повлиял отложенный спрос: в Новый год рестораны не работали ночью, а 14 февраля праздновали меньше — сейчас День святого Валентина не пользуется серьезной популярностью в стране.

— В большей степени все ждали 23 февраля, потому что все устали, женщины приглашали мужчин, отмечали. И 8 марта, но в этот день у нас традиционно большой поток. Людям хотелось отвлечься. С прошлым годом сравнить сложно, так как увеличились цены, есть инфляция, но то, что был подъем 23 февраля и 8 марта, — да, мы это видим. Это отложенный спрос, — сказал он «Известиям».

По данным аналитиков CloudTips, посетители кафе и ресторанов в мартовские выходные оставляли чаевые на 24% чаще и потратили в 1,5 раза больше денег, чем в обычные выходные. Накануне 14 февраля расходы на чаевые были на треть меньше.

Средняя сумма чаевых выросла на 14% по сравнению с обычными выходными и составила 422 рубля, а максимальная сумма чаевых достигла 10 000 рублей — столько потратил 8 марта один из посетителей ресторана в Санкт-Петербурге.

На 4% больше чаевых, чем в обычный выходной, получили и курьеры. Средняя сумма составила 112 рублей. Но водителей такси в мартовские праздничные выходные благодарили на 5% реже, чем в другие праздники, — в среднем на 167 рублей.

На кино в начале марта россияне потратили на 12% меньше, чем в прошлом году, и всего на 8% больше, чем в последнюю неделю февраля. Расходы на выставки, театры и концерты тоже немного снизились — на 4% по сравнению с прошлым годом.

Цветы и другое

По данным Tinkoff CoronaIndex, расходы потребителей в первую весеннюю неделю выросли по сравнению с прошлым годом, но стали менее разнообразными, прокомментировал представитель группы «Тинькофф» Александр Леонов.

— Традиционно накануне 8 марта вырос спрос на цветы, расходы на букеты увеличились на 427% по сравнению с последней неделей февраля и на 24% в годовом сравнении. В салонах красоты потребители потратили на 60% больше, чем неделей ранее, а на одежду и обувь — почти на 30% больше, — отметил он.

Для флористов 8 марта 2021-го выдалось особенно непростым: в этом году спрос на цветы едва ли не превышал предложение, вызвав серьезный ажиотаж. У продавцов возникли проблемы с поставщиками из-за пандемии, что привело в том числе к значительному повышению стоимости товаров.

В этом году цены на букеты перед 8 марта, по разным оценкам, выросли примерно на 20%. Закупочная стоимость цветов была выше, чем в предыдущие годы, сказал «Известиям» директор цветочного магазина «Обрадовал.ру» Георгий Сухаржевский: если обычно рост составляет 10–15%, то в этом году — 20–25%. Но, по мнению экспертов, цена стабилизируется.

Индекс потребительской активности, который показывает разнообразие трат, 8 марта, наоборот, снизился по сравнению с 2020 годом и составил 5,6 балла (6,8 балла в прошлом году). В целом в Международный женский день россияне потратили на 13% больше денег, чем в 2020 и 2019 годах.

Прямой эфир