Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
За три года подростки и молодые люди потратили по «Пушкинским картам» 33 млрд рублей
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в Шебекино в результате обстрела ВСУ
Мир
Байден отказался считать происходящее в Газе геноцидом
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Происшествия
Прокуратура проверит сообщения о разливе нефтепродуктов на пляже в Находке
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и грозу в Москве 21 мая
Мир
Белый дом будет поддерживать диалог с конгрессом по вопросу санкций против МУС
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Общество
Кабмин одобрил компенсацию работы в выходные дни при увольнении
Мир
Посол Антонов указал на двойные стандарты США в отношении МУС
Наука и техника
В России разработают новые полярные беспилотники
Мир
Politico узнала об опасениях США обвинений со стороны Ирана в гибели Раиси
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Экономика
Власти облегчат ведение бизнеса в специальных зонах
Мир
Совет Евросоюза 21 мая утвердит решение по доходам от активов России
Армия
Военные ВС РФ уничтожили укрепленный опорпункт ВСУ при помощи наземного дрона
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Театр — территория взрывоопасная, его деятели — люди эмоциональные, а конфликты и интриги — неотъемлемая часть театральной жизни. Так было, есть и будет, особенно в эпоху перемен. В вышедших из карантина ведущих московских театрах повод для недоразумений общий: новый руководитель и его политика. «Известия» выяснили, насколько опасен «синдром новой метлы» и как можно минимизировать его последствия.

«Ленком»

В отношении этого театра понятие «новый руководитель» требует пояснений. Марк Варшавер директорствует здесь с 1986-го, но художественной частью занимается менее года, с момента кончины легендарного Марка Захарова. Правда, худруком он себя не считает. Вскоре после назначения пояснил «Известиям»: «Я — директор, но с расширенными полномочиями». Как выяснилось с началом первого послезахаровского сезона, в полномочия входят и выбор репертуара, и назначения на роли.

Александра Захарова

Александра Захарова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В частности, молодые артистки получили новые спектакли. И не какие-нибудь, а те, что прежде были безраздельной вотчиной Александры Захаровой, дочери основателя «Ленкома». Выступала она только в спектаклях отца и без дублерш. Теперь они у нее будут. 58-летняя Александра играет в основном роли дам возрастом максимум до 30, и нетрудно предположить, что публика рублем проголосует за исполнительниц, более соответствующих молодым героиням. А директор вынужден будет как можно чаще удовлетворять этот спрос.

В итоге Александра Марковна рискует остаться с минимумом ролей или вообще без них, и в «Ленкоме» ее может удержать разве что память об отце. Впрочем, как рассказал источник в театре, у Варшавера есть возможность и спектакли омолодить, и действительно хорошую актрису сохранить. Это можно сделать, если предложить ей самой выбирать для себя спектакли и режиссеров. Таким правом в «Ленкоме» пользуются мэтры Александр Збруев и Инна Чурикова. В принципе, можно пополнить их компанию Захаровой. Ранее Марк Варшавер говорил «Известиям», что пока жив, сделает всё, чтобы дочери его старинного сотрудника и друга было комфортно. Похоже, настало время подтвердить эти намерения делом.

«Современник»

Назначение Виктора Рыжакова в «Современник» не стало сюрпризом для его коллег-режиссеров, но оказалось неожиданностью для труппы. Во-первых, состоялось оно всего через несколько дней после похорон Галины Борисовны Волчек, во-вторых, в труппе оставался народный артист Сергей Гармаш, негласно считавшийся ее преемником. Он и выступил на посткарантинном сборе с письмом, в котором назвал ситуацию в театре чудовищной, обвинив Рыжакова в тоталитаризме, расколе коллектива и забвении заветов. Письмо разлетелось по интернету, не вызвав, впрочем, особого сочувствия. Гораздо сильнее беззаконий в «Современнике» пользователей, судя по постам, возмутило участие Гармаша в рекламе Почта Банка.

Сергей Гармаш

Сергей Гармаш

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Вообще-то обвиненный в развале театра Рыжаков почти ничего не успел ни развалить, ни сотворить. Карантин помешал. Разве что выпустил начатый еще при Волчек спектакль «Папа», где Гармаш с большим успехом сыграл главную роль, и сетевые «Диалоги», возмутившие Сергея Леонидовича. Хотя, казалось, чего возмутительного может быть в безыскусно-искренних рассуждениях актеров о войне и Победе?

Тем не менее Гармаш заявил об уходе из театра и вроде бы лишил «Современник» одного из самых узнаваемых лиц. В то же время в афише его фамилия есть. В сентябре он выйдет в «Папе», «Горе от ума» и в спектакле «С наступающим!». Виктор Рыжаков это не комментирует, но источник в труппе сообщил, что Сергею Леонидовичу и дальше ничто не помешает выходить на сцену родного театра на договорной основе.

Любовью публики, идущей в театр на Гармаша, так просто не бросаются. Как и аншлаговыми спектаклями, созданными, можно сказать, специально для него. К тому же среди них есть постановки Волчек, памятью которой клянется Гармаш. Даже если новый худрук решится на радикальную перемену художественного курса, какое-то время они останутся в репертуаре, и кому как не Сергею Леонидовичу обеспечить им достойный присмотр. Ну а его демарш со временем забудется, тем более основания у него были благородные — болеет человек за дело.

Гораздо печальнее для «Современника» то, что происходит сейчас с Михаилом Ефремовым, считает источник. И дело даже не в том, что театр лишится суперкассовых «Анархии» и «Амстердама», где актер играл без дублера. Непоправимо пострадала репутация «Современника». Ведь Ефремов для этого театра не просто фамилия. Это символ. А теперь на него упала криминальная тень.

МХТ имени Чехова

На посткарантинном собрании в Камергерском (закрытом, как и сбор в «Современнике») обошлось без громких уходов. Но свою порцию претензий худрук Сергей Женовач получил. В частности, ему рассказали, что при Олеге Табакове театр был, как суперавтомобиль, мчащийся по скоростному шоссе. Теперь эта чудо-машина в разы снизила скорость, а у ее водителя-худрука нет ни планов, ни репертуарной политики, ни ярких премьер — новые спектакли в основном ставят его ученики по ГИТИСу.

Действительно, факты свидетельствуют не в пользу Женовача. За два года руководства он убрал из репертуара 17 спектаклей, новых же вышло только пять. Актеров между тем более 120 и всем нужна работа. Здесь, однако, стоит учесть, что всего пару лет назад Женовач был благосклонно принят труппой, хотя никаких скоростных шоссе не обещал и был твердо намерен вернуть театральному комбинату-конвейеру Олега Табакова статус русского психологического театра. «Будем потихоньку вникать, смотреть спектакли, — говорил он тогда «Известиям». — На трех сценах идет очень много спектаклей, занято много артистов...»

Сергей Женовач

Сергей Женовач

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Ключевое слово здесь «потихоньку». Огромный мхатовский механизм действительно проворачивается не спеша, но сторонники Женовача относятся к этому с пониманием.

— Сергей Васильевич — серьезный художник, большой режиссер. Обращаться с художником нужно аккуратно и трепетно, — поделился с «Известиями» актер Михаил Пореченков. — Это мой главный постулат, главная мысль, которую я хочу транслировать. СМИ хотят представить это собрание как бунт. Но это был лишь разговор творческого коллектива с руководителем. Точка.

Пореченков, кстати, сам пострадал от сокращений — из репертуара ушел «Трамвай «Желание» с его участием. Тем не менее он считает, что есть план работы театра и есть взгляд художественного руководителя на его развитие. У МХТ был гениальный менеджер — Олег Павлович Табаков, говорит артист. Сейчас другое руководство, другой театр. Надо подождать и посмотреть.

Пореченкову легко говорить. Он может ждать, потому что плотно занят в кино и других проектах, — возражает на эти слова актриса, согласившаяся дать комментарий на условиях анонимности. — А что делать тем, кто рассчитывает в основном на работу в театре? Нет спектаклей — нет заработков.

Хорошо бы, чтобы худрук действовал поактивнее, полагает она. И даже если это будут непопулярные меры вроде принудительного расставания с «ненужными» актерами, это всё равно лучше, чем сидеть и ждать у моря погоды. Действительно, главное для творческого человека — занятость интересной работой. В этом случае нет ни времени, ни сил интриговать и конфликтовать. Учтет ли это худрук, станет ясно уже 7 сентября, когда на официальном сборе труппы будут объявлены планы 123-го сезона.

Прямой эфир